Сюжет книги Андрея Рубанова «Патриот»

Если бы у меня спросили впечатление о романе Андрея Рубанова «Патриот» — второй книге цикла «Готовься к войне!» — сразу после прочтения, то мой ответ был бы жёстким и лаконичным: «Плевок в душу патриота от чистого либерального сердца». По крайней мере, именно такое у меня было ощущение от произведения, и именно в таком ключе я планировала написать рецензию. Однако по ряду причин, мне пришлось отложить её на неделю (как и ряд других работ). Это была неделя очень серьёзных раздумий, самоанализа и внутренней борьбы.

Во-первых, я сделала для себя вывод, что именно так и нужно подходить к написанию рецензий, то есть давать себе некоторое время для выплеска всех эмоций, а уже потом принимать решение о контексте отзыва.

Во-вторых, абсолютно не симпатичный мне персонаж, навёл меня на очень серьёзные размышления, чего я от него никак не ожидала. Поэтому в итоге решила, что напишу не разгромную рецензию, а побуждающую задуматься.

Итак, главный герой книги – бизнесмен Сергей Знаев. Ему 48 и его жизнь – это безжалостный грозный океан, затягивающий его «космами водорослей» туда, откуда вернуться живым нет шансов. Он запутался в них, он повязан ими полностью. Бывший друг продал его коллекторам, его машину забрал эвакуатор, его бизнес методично отжимает опытный и ловкий бизнесмен Григорий Молнин – владелец сети супермаркетов «Ландыш», его жена давно ушла к другому, его лицо разбито в драке, у него постоянные боли из-за воспаления тройничного нерва и он не может нормально жить без порции таблеток. А ещё его преследует чёрт, призывая избавить этот мир от своей никчёмной жизни. И последнее, к сожалению, абсолютная правда. Он несостоявшийся банкир, он несостоявшийся бизнесмен, он несостоявшийся семьянин. Он упал в глазах всех, даже собственного сына, который увидев расквашенную физиономию отца, предлагает ему помощь и защиту.

Что ему остаётся? Патриотизм. Это сейчас модно, это у всех на слуху, это то, что делают сильные ребята. Вот он новый тренд, к которому можно прильнуть, вместе со своей торговой маркой универсальных телогреек китайского производства, чтобы почувствовать себя человеком с большой буквы, оседлать волну жизни и стать, наконец, героем и победителем. Патриотизм становится его новой целью. Он, по его мнению, также достижим как и любая вещь.

«Я вырос в Советском Союзе, — объяснил Знаев. — В детстве мы играли в хоккей. Я стоял в воротах. Брал у отца старую телогрейку и надевал спиной вперёд. Приятели застёгивали на спине пуговицы. Это был мой панцирь, защита от шайбы. Телогрейка — универсальная, супер-утилитарная одежда. Используется в хозяйстве самыми разными способами. Например, кастрюлю с горячей картошкой завернуть, чтоб не остыла…
— Вы хотите сделать крепкую, удобную, нарядную куртку — и чтоб её не было жалко?
— Только так. Это же часть нашей национальной матрицы. Ничего не жалко. Пользоваться, но не беречь. Любить, но не ухаживать».

Для Знаева в этом мире всё универсально и всё имеет свою цену, а значит и патриотизм не более чем шоу, показ мод с возможностью дальнейшей продажи. Именно в такой логике и начинает действовать главный герой.

 «Я уезжаю проветриться. В один город... на границе с Украиной».

Весь роман Сергей Знаев будет собираться на Донбасс, будет всем вокруг об этом рассказывать, встречать восхищённые, удивлённые, сочувствующие слова. Его будут упрашивать, умолять, отговаривать, но всё бесполезно, теперь война – его новая суровая реальность…

Вот только на войне не нужны люди, которые желают пострелять только для того, чтобы продемонстрировать патриотизм. Там другая жизнь, другие смыслы. Все попытки объяснить ему это проваливаются в пустоту. И в этом его трагедия. Замаливая в храме грех несостоявшегося самоубийства, он признаётся:

«Я не был никогда любителем обобщений, ты меня знаешь, Господи, я смиренный практик, я люблю реальность в её непосредственной сиюминутной текучести. Даже книга моя, про чёрные русские деньги, и та получилась лишь набором историй, никаких выводов».

Поразительно, но, даже заглянув в уродливое лицо собственной смерти, даже осознав и признав всю бессмысленность и поверхностность своей жизни, Сергей Знаев ничего не меняет, а просто продолжает плыть по течению, словно щепка, всё дальше и дальше. Самолёты летают в разные стороны, если Донбасс не его вариант, то для того, чтобы «проветриться» есть достойная замена – Калифорния. Патриотом можно быть и там.

Увидев на счёте сумму за проданный супермаркет «Готовься к войне!», Знаев начинает планировать возвращение. Куда теперь? Какие горизонты стоит покорить? Он и сам не знает. В его душе лишь пустота. Поэтому конец книги очень символичен для главного героя: неравная схватка со стихией и забвение. Каков патриот, таков и конец.

Каждый человек – это миниатюрный слепок того общества, которое его породило и вырастило. Да, в нашей стране всегда было немало настоящих героев, которые защищали Россию на всех рубежах и даже жертвовали ради неё жизнями. Но и такие как Знаев тоже были всегда. Литературные примеры: Онегин, Печорин, Обломов, Базаров, Рудин, Лаврецкий. Все они «лишние люди», которые не смогли найти себя и реализовать. Часто можно услышать в их адрес возмущённые выкрики: «КАК можно быть таким: бесхребетным, никчёмным, бездарным?» Меня же книга неожиданно подтолкнула к другому вопросу: «А ПОЧЕМУ такие люди появляются в нашем обществе снова и снова? Почему они и сейчас среди нас?» Однозначного ответа на этот вопрос у меня, конечно же, нет. А самое грустное заключается в том, что и Знаев не последний «герой нашего времени», он всего лишь очередной. Теперь он – типичный лишний человек 21 века. И это наша общая реальность. Достаточно включить любое политическое ток-шоу, чтобы увидеть «знаевщину» во всей красе.

Роман Андрея Рубанова «Патриот» получился актуальным и для многих болезненным, учитывая какие споры он вызвал среди читателей и восторги у критиков, за что и получил от них в 2017 году главную премию «Ясная поляна». Мне понятна позиция и одних, и других. Читая чужие отзывы, я обратила внимание, что большинство из тех, кому книга не понравилась, выплёскивая эмоции, оценивали вовсе не книгу, а главного героя, будучи убеждёнными, что таковы в логике автора все патриоты (сама на этом попалась). Однако это не так. Главная тема произведения – ложный, показной патриотизм, некая ширма, за которую в том числе прячутся несостоявшиеся люди. Рубанову удалось показать это блестяще. Важно подчеркнуть, что отношение самого автора к таким как Знаев вполне однозначное – его герой, получив деньги, не остался в итоге в каком–нибудь роскошном бунгало с красоткой, подтекстом намекая на его беззаботное светлое будущее. Его жизнь завершилась так, как это происходит в реальности со многими патриотами в кавычках, выбравших чужой берег – крахом, а порой и смертью. Поэтому роман можно назвать и своего рода предостережением.

Помимо заблудшего и запутавшегося Сергея Знаева, в книге представлено ещё большое количество характерных типажей современной «либеральной чашки Петри»: от бизнес–дельцов до экранной «русской интеллигенции», по мнению которой мы всей страной снова идём не туда…, так что невольно начинаешь проводить параллели и искать «знакомые лица».

Роман читается легко, темп сюжета достаточно динамичен, без провисаний и пустот. Единственным минусом для меня стал излишне литературный язык Сергея Знаева. Особенно это почувствовалось в момент его исповеди в церкви. Не думаю, что человек, через несколько часов после попытки самоубийства будет умащивать свою речь сложными эпитетами и метафорами. Как бы ни хотелось главному герою «правильно выглядеть перед Богом», но богатая тропами исповедь в этой ситуации выглядит неестественно. В остальном книга логична, действия персонажей оправданы и реалистичны.

Роман Андрея Рубанова «Патриот» вскрыл одну из самых болевых точек современного общества России, поэтому читать её следует внимательно и с холодным разумом. Она о многом заставляет задуматься.

Моя оценка: понравилось (4)

Купить в домашнюю библиотеку: 
Бумажную книгу: Book-24
Бумажную книгу: Лабиринт
Бумажную книгу: Озон
Электронную книгу: ЛитРес
Аудиокнигу: ЛитРес