Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»

Современная цивилизация несётся вперёд с сумасшедшей скоростью: то, что было новинкой только вчера – сегодня уже становится полной древностью. Нам часто некогда оглядываться по сторонам, а порой даже думать о том, чего стоит наш прогресс. Мы видим счастливчиков, оказавшихся на «гребне волны» и не замечаем тех, кому выпала участь быть перемолотыми жерновами истории. Незадолго до знакомства с Кадзуо Исигуро я прочла книгу В.В. Вересаева «Записки врача» в которой он ярко и жёстко показал далеко непривлекательную картину становления медицинской науки на рубеже XIX–XX веков в нашей стране. Мне было страшно её читать: оказывается те врачи, что ставили опыты на себе были большой редкостью, в основном же эксперименты проводились на пациентах, которые соглашались на всё, лишь бы им хоть немного облегчили боль. Смертельные случаи не осуждались, не преследовались, а показательно разбирались с патологоанатомической дотошностью. Никто не стыдился их, а потому и не скрывал. Эта книга сильно пошатнула моё мировоззрение и думаю совсем неслучайно я интуитивно обратила внимание на роман Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» – это взгляд с другой стороны, глазами того, кто оказался обречён на смерть ради спасения других.

Сюжет романа построен в мемуарном стиле, с первых страниц погружая в воспоминания молодой женщины – Кэти Ш. Неспешно и замысловато проявляется рисунок её жизни в закрытой школе – интернате: дружба и любовь, недомолвки и ссоры, увлечения и интересы, планы на будущее... которым не суждено сбыться. Вернее, будущее у всех воспитанников Хейлшема одинаково – им предначертано стать донорами, ибо они клоны, созданные только для этой единственной цели. Они другие, а потому не могут рассчитывать даже на обычное человеческое отношение:

«И где-то... это копится. Копится, потому что… [однажды] наступает такой момент... когда тебе станет ясно, что ты действительно отличаешься от них, что там, снаружи, есть люди, которые, как Мадам, не питают к тебе ненависти и не желают тебе зла, но тем не менее содрогаются при самой мысли о тебе — о том, как ты появился в этом мире и зачем, — и боятся случайно дотронуться до твоей руки. Миг, когда ты впервые глядишь на себя глазами такого человека, — это отрезвляющий миг. Это как пройти мимо зеркала, мимо которого ты ходил каждый день, и вдруг увидеть в нём что-то иное, что-то странное и тревожное».

Всё повествование скользит по чувствам главной героини, сосредоточенным исключительно на боли от постепенной утраты друзей после выемок у них органов и полном смирении со своей судьбой. Ни борьбы за свои права, ни осуждения, ничего... Их долг быть донорами и они его принимают, крича от отчаяния в пустоте, торопясь наверстать неосуществлённое, пытаясь отыскать потерянные в детстве вещи и жадно цепляясь за воспоминания о тех, кого уже нет рядом.

В эмоциональном плане книга довольно тяжёлая, глубоко проникает «под кожу», особенно потому, что попытки объявить какую-то часть людей «недочеловеками», «недогражданами» сейчас встречаются сплошь и рядом. В одних случаях эти «правила» соблюдаются негласно как исторически сложившаяся «традиция», в других – оказываются прописаны в государственной политике открыто. И в этом смысле значительная часть мира находится в роли исигуровских клонов. А много ли мы видим среди них смельчаков, решающих бросить вызов глобальному порядку? Нам нравятся борцы, это правда. Но они скорее исключение из правил, хотя нужно признать, что победы у них всё же есть, иначе наш мир был бы ещё страшней, если вообще был бы...

Несмотря на отсылку к научной фантастике как таковой её в книге нет. Технология клонирования является лишь «яркой картинкой», иллюстрирующей вполне обыденное и привычное нам социальное неравенство, пропитавшее все сферы человеческой жизни.

Ещё одна особенность романа Кадзуо Исигуро – в нём нет ответа на извечный и мучительный вопрос: «Что делать?», но автор перед собой его и не ставил. Он лишь позволил себе и своим читателям заглянуть в души тех, по ком и сегодня бодро шагает «просвещённый мир», легко позабыв о провозглашённых им же добре и гуманизме.

«Не отпускай меня» — это история об обречённых людях, знающих наперёд свою жизнь, и которые в итоге оказались гораздо большими людьми, чем те, кто пытался выяснить есть ли у них душа, но так и не смог найти нужных доказательств.

Моя оценкапонравилось (4)

Купить в домашнюю библиотеку: 
Бумажную книгу: Book-24
Бумажную книгу: Лабиринт
Бумажную книгу: Озон
Электронную книгу: ЛитРес
Аудиокнигу: ЛитРес