Сюжет книги Ларса Кеплера «Призраки не лгут»

Для современных скандинавских детективов характерна острая социальная направленность. В первых двух книгах детективного цикла «Йона Линна» Ларса Кеплера она присутствовала опосредованно, лишь добавляя в повествование мрачных красок и психологической напряжённости. В третьем романе — «Призраки не лгут» — данная тема стала центральной.

Чем ярче и презентабельный глянцевый фасад общества, тем лучше оно прячет свои изъяны и тем проще в нём скрываться тем, кто, преступая все моральные нормы и грани, теряет человечность. До какого-то момента такие люди живут простой жизнью, не привлекая к себе никакого внимания. Но одно неверно сказанное слово, банальная шутка или незначительная неприятность легко способны пробудить дремлющее в них зло, и тогда следом за ними начинают тянуться кровавые шлейфы смерти.

Одна из таких «картин» предстаёт перед полицией в загородном интернате для девочек – подростков с ассоциативным поведением. Обнаружены два трупа: воспитанницы и медсестры – куратора. Первую убили с помощью камня, вторую — молотком. Обе жертвы закрывают лица руками: то ли от страха, то ли именно для того, чтобы не видеть лица убийцы.

Подозрение падает на исчезнувшую в ту же ночь Викки Беннет, которая во время побега ещё и угнала машину с маленьким ребёнком. Полиция начинает поиски детей, но их путь обрывается возле реки, куда разбитая машина съехала под собственной тяжестью.

Потеряв все возможные зацепки, полиция прекращает расследование, но неожиданно поступает звонок от женщины – медиума, вступившей в контакт с призраком убитой девушки. Йона Линна сразу же разоблачает Флору, потому как всё сказанное ею во время «спиритического сеанса» оказывается ложью. И всё же что-то заставляет его присмотреться к самой женщине, чьи детские воспоминания слишком явно указывают на более вероятного для комиссара убийцу, чем хрупкая девушка – подросток.

Сюжет романа развивается неторопливо, как в сказке, рассказываемой на ночь. Но эта сказка очень страшная, потому что слишком уж сильно напоминает «Гензель и Гретель» в современной интерпретации да ещё и с узаконенными в реальности юридическими нормами. Наверно поэтому я постоянно ловила себя на вопросе: а всё ли верно мы делаем, копируя методы ювенальной юстиции в нашей стране?

В настоящее время в СМИ идёт много споров по поводу её применения. Однако в полемике слышно лишь российских специалистов. Именно потому мне было интересно посмотреть на эту систему защиты детей изнутри, то есть «глазами» людей (я имею в виду двух авторов под псевдонимом Ларс Кеплер), которые проживают в государстве, где ювенальная юстиция применяется на практике. Я понимаю, что в художественном произведении имеет место вымысел, однако, как правило, в детективных историях он основывается на случаях из жизни, которые ложатся в основу книги. Меняются имена, некоторые детали, которые не стыкуются с канвой повествования, вносятся дополнения, чтобы связать сюжетные линии. Поэтому уберём всё это и оставим лишь факты. Что остаётся?

  • История скитаний подозреваемой в убийстве девушки из одной «ресурсной» семьи в другую, каждая из которых по тому или иному поводу отказывалась от неё (не подошла, не смогли ужиться, не нашли общий язык, стала ненужной). В результате, не имея никаких психологических отклонений, девушка оказывается в интернате для трудных подростков, где одним из видов терапии для неё становятся сильнодействующие антидепрессанты, передозировка которых вызывает неконтролируемую агрессию (именно так будет объясняться полицией возможность совершения Викки Беннет двух убийств).
  • Жестокое обращение с детьми в «ресурсных» семьях.
  • Сексуальное насилие над несовершеннолетними девушками со стороны мужчин – сотрудников интерната.
  • Торговля детьми одним из «ресурсных» отцов.

Какие напрашиваются выводы? Книга ярко демонстрирует, что ювенальная юстиция не только не снижает количество преступлений против детей, но сама даёт возможность совершать их и уходить от наказания. Только фальшивая беременность Миранды нарушила привычную для преступника схему и привела к незапланированному убийству, которое в итоге и было раскрыто очень упёртым полицейским, фактически пошедшим против начальства. Если бы не оно, то все предыдущие убийства девочек остались бы нераскрытыми. Возможно ли повторение подобной преступной схемы в обычной жизни? Вполне.

Детективный роман «Призраки не лгут» оказался даже очень острым и злободневным, но я не призываю здесь к дискуссии по поводу ювенальной юстиции, а лишь хочу акцентировать внимание будущих читателей на теме, которая поднимается авторами и проходит фоном через всё произведение. Для меня роман Ларса Кеплера в этом вопросе поставил жирную точку.

Моя оценка: понравилось (4)

Купить в домашнюю библиотеку: 
Бумажную книгу: Озон