Сюжет книги Нила Геймана «Океан в конце дороги»

Если «сестра таланта» по выражению А.П. Чехова – «краткость», то её братом является простота. Писать просто о сложном – это признак большого мастера слова и для меня одним из таких писателей является Нил Гейман, ещё раз подтвердивший столь высокую оценку удивительной фэнтези — историей своего детства — «Океан в конце дороги».

В первую очередь, это глубоко психологическое произведение. Оно об одиночестве и непохожести на других, о том, как ребёнок пытается спрятаться от реальности в мире книг и собственных фантазий. А так как в детстве можно одновременно «жить в двух мирах», реальном и воображаемом, легко переходя из одного в другой, то в итоге игра становится для маленького мальчика единственным способом найти в себе силы для борьбы со страхом и незащищённостью перед миром взрослых. Так, постепенно вместе с главным героем, читатель погружается в сказку.

Как и подобает жанру, сюжет романа «Океан в конце дороги» прост и стандартно наделён всеми сказочными элементами:

  • опасное путешествие главного героя – мальчишки семи лет от роду — в Древний Край с неблагоприятными для него последствиями;
  • столкновение мальчика со злом, которое предстаёт перед ним, то оборотнем, в развивающихся лохмотьях, то червяком в пятке, то коварной экономкой Урсулой Монктон;
  • угроза потери семьи и своей жизни;
  • три загадочных волшебницы, обладающих большой силой, но при этом не имеющей к чёрной магии никакого отношения, так как это «непристойно», и которые приходят на помощь мальчику;
  • самая настоящая дружба, светлые порывы, искренность и доброта;
  • и конечно – счастливый конец, с лёгкой, но вполне уместной в нём, грустинкой.

Однако насколько сказка проста, настолько она удивительным образом многогранна, глубока и мудра, подобно Древнему Океану, который лишь выглядит как пруд на заднем дворе. Каждый видит его таким, каким готов увидеть, каждый постигает через него то, что готов постичь.

Сказка обязательно чему-то учит или, по крайней мере, напоминает. И вот:

«То есть когда-то ты всё знала?» Она наморщила нос. «Все знали. Я же тебе говорила. Знать, как устроен мир, тоже мне невидаль. Ты и вправду вынужден отказаться [от знаний], если уж вздумал играть».

Но это не единственная преграда для тех, кто выбирает жизнь на Земле. Чем человек взрослее, тем больше он теряет способность «играть», его мир постепенно становится бесцветным, плоским, неинтересным, и, наконец, однажды полностью лишается волшебства. Почему?

«…мне не хватает своего тогдашнего умения наслаждаться малым, даже когда рушится то, что внушительнее по значению и больше. Я не мог управлять миром, в котором жил, не мог отрешиться от вещей, людей и событий, причиняющих боль, но я черпал радость в том, что приносило мне счастье».

Именно поэтому автор знакомит нас с главным героем в возрасте 40 лет, который, «потерявшись» в жизни, вновь возвращается в посёлок, в котором когда-то родился. Он едет знакомой просёлочной дорогой, постепенно погружаясь в свои воспоминания, в своё далёкое, но мудрое детство, секрет которого в том, что:

«Взрослые идут нахоженными тропами. Дети разведывают новые».

Зная этот неизбежный ход человеческой жизни, Лэтти Хэмпсток, которой к моменту знакомства с мальчиком уже давно исполнилось 11 лет, раскрывает ему ещё одну тайну:

«Взрослые изнутри не такие уж взрослые. Снаружи они большие и безрассудные, и всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Вся правда в том, что нет никаких взрослых. Ни единого в целом огромном свете».

Библия гласит: «Будьте как дети», Нил Гейман напоминает об этом тем, кто уже стал взрослым и всё забыл. Истина стара как «Древний Край».

В «Океане» сталкиваются и вымышленные образы, и реальные в облике вымышленных, и мифические, и просто исторические личности, предстающие перед читателем, словно герои древних легенд. Их разгадка даёт пищу для любопытного ума и необыкновенное ощущение восторга, когда находишь ответ.

Например, достоверно известно, что реальным персонажем является афроамериканец, который из-за огромных карточных долгов, угнал автомобиль, принадлежавший семье Гейманов, и, остановившись у конца просёлка, пустил вовнутрь угарный газ. И это, скорее всего, лишь один из множества достоверных фактов, которых в книге может быть намного больше чем известно.

Исторические и мифические персонажи упомянуты вскользь, но именно они становятся ключами к разгадке персонажей вымышленных.

Урсула Монктон — она же злодейка Шартах из Цитадели – собирательный образ, олицетворяющий собой все детские страхи перед жестоким миром взрослых. В то же время она — предостережение будущим взрослым от того, что может сделать их мир жестоким, заполнить его болью и страданием.

«Не будет же она разгуливать у нас на свободе, как ветер в поле? Ты вспомни, что вышло при Кромвеле. И раньше тоже. Когда Рыжий Руфус шатался по округе. За блохами приходят хищники».

Рыжий Руфус – это английский король Вильгельм II Руфус (Рыжий).  Он был распутен, жесток, вспыльчив, мстителен, часто показывал своё презрение к другим людям. Путём репрессий ему удавалось держать в повиновении баронов и духовенство и поддерживать престиж центральной власти. В военных походах Руфус предпочитал добиваться своей цели с помощью подкупов и обещаний, тогда как собственно военные действия зачастую оказывались неудачными. Внутренняя политика сводилась к тому, чтобы любой ценой увеличить казну, естественно за счёт сборов и податей. Это привело сначала к всплеску возмущений в народе, а затем и к убийству короля.

Именно его копией и является Урсула Монктон. Сначала она «одаривает» всех деньгами, причиняя ими боль, пугая и, тем самым, вселяя страх: засовывает монету в рот спящему мальчику, из-за чего тот чуть не задохнулся, со всей силы швыряет железную мелочь в его сестру и её подруг из-за кустов. Далее начинает манипулировать родителями и сестрой мальчика, соблазняет отца, а затем заставляет его утопить собственного сына в ванной, – и всё это ради удовольствия, которое она получает от игры в «кошки мышки».

Урсула Монктон представляет собой воплощение тёмной стороны человека, путь к которой лежит через страх. Это чувство для каждого из нас — «ахиллесова пята», а потому не случайно она именно в образе червяка (длинна которого вполне соответствует настоящему змею) прокладывает путь к сердцу мальчика через пятку. А дальше он приносит её в своём сердце в реальный мир.

Здесь мне сразу вспомнился Мастер Йода из «Звёздных войн» с его мудрой фразой: «Страх – это путь на тёмную сторону. Страх порождает гнев, гнев приводит к ненависти, ненависть приводит к страданиям». Осознанно или нет, но Нил Гейман повторил эту мудрость в своей сказке.

Отсылка к Оливеру Кромвелю тоже символична. Он участник буржуазной революции, которая разделила Англию на два противоположных лагеря. Её целью было свержение Карла I. Сразу оговорюсь, что с исторической точки зрения Оливер Кромвель далеко не положительный герой (революция не бывает бескровной), но в книге Нила Геймана он выступает как положительный, противостоящий тирану – королю.

Оливер Кромвель был из сословия джентри – это нетитулованное мелкое дворянство. Фразой Лэтти Хэмпсток: «Пойдём по дорожке и зайдём через парадную дверь, как и пристало джентри», автор даёт понять, какой образ воплощает девочка.

Подобно Кромвелю, Лэтти Хэмпсток — бунтарка, пришедшая на помощь главному герою, и выступившая против Урсулы Монктон (Карл I). Битва между Лэтти и Урсулой на поле – это своеобразная мини-зарисовка давних революционных событий. Однако за образом английской революции XVII века также скрывается древняя мифическая борьба между светом и тьмой, хаосом и космическим порядком, идущая с начала времён. Именно поэтому истинные облики Урсулы Монктон и Лэтти Хемпсток так близки – это своеобразные покровы, но одна тьмы, а другая света.

Урсула – рваная ветошь, наброшенная на трухлявый ствол, изъеденный жучками и мокрицами.

Лэтти —  туманный шёлк, окутывающий пламя свечей.

Кстати, и противопоставленные друг другу образы добра (света) и зла (тьмы) в облачении своеобразных покровов, и наличие трёх женских персонажей, членов одной семьи, живущих на границе между мирами и охраняющих порядок, тоже не случайны. После революции Оливер Кромвель создал армию новой модели. Три нерегулярные армии, которые действовали разобщённо и подчинялись напрямую только полевым командирам, были преобразованы в одну. Боевой дух солдат поддерживался священнослужителями. Некоторые из них присутствовали непосредственно на полях сражений, облачаясь в чёрные мантии. Аналогии здесь очевидны.

Итог битвы – смерь Урсулы Монктон — подобна смерти Карла I, которого сначала передали суду, состоящим из 150 комиссаров, а затем, вынеся приговор, казнили. Также расправилась с Урсулой Лэтти Хэмпсток, отдав её на казнь стервятникам.

Упоминание о мужчинах, что ушли на зов в поисках судьбы и удачи — это указание на древних существ, известных по мифам Древней Греции, как титаны. Кузен Япет (или Иапет - титан, сын Урана и Геи) – участник многочисленных битв с олимпийскими богами (титаномахия), которые, Лэтти Хэмпсток пренебрежительно назвала «мышиными битвами».

Япет также является одним из прародителей человеческого рода. Поэтому только три женщины Хэмпсток – чистокровны, остальные из их рода «лишь чудесные создания».

«Океан в конце дороги» — это потрясающая книга для любителей поискать тайные значения и сопоставить различные параллели, которых в романе Нила Геймана ещё очень и очень много. Напоследок скажу всего об одной. Древний Океан – загадочный кладезь вечной мудрости, счастья и безграничного волшебства, существует в каждом человеке. И хотя: «Ничто не остаётся прежним. И люди меняются так же сильно, как океаны», следует всего лишь помнить, что он внутри, и тогда всё станет возможным.

Моя оценка: очень понравилось (5)

Купить в домашнюю библиотеку: 
Бумажную книгу: Book-24
Бумажную книгу: Лабиринт
Бумажную книгу: Озон
Электронную книгу: ЛитРес
Аудиокнигу: ЛитРес