КАТАЛОГ-ХОЛЛФЭНТЕЗИМИФОЛОГИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ НИЛА ГЕЙМАНА «ОКЕАН В КОНЦЕ ДОРОГИ»

Фото обложки книги Нила Геймана «Океан в конце дороги»

Роман британского писателя Нила Геймана «Океан в конце дороги»: оригинальное название – «The Ocean at the End of the Lane» (англ.); жанр – мифологическое фэнтези; объём произведения — 17 глав (включая пролог и эпилог); дата первой публикации – 2013 год; страна – Великобритания. Возрастное ограничение – с 12 лет.

Писать просто о сложном – это признак большого мастера слова. Для меня одним из таких авторов является Нил Гейман, в очередной раз подтвердивший столь высокую оценку удивительной фэнтези-историей своего детства — «Океан в конце дороги».

В первую очередь, это глубоко психологическое произведение. Оно об одиночестве и непохожести на других, о том, как ребёнок пытается спрятаться от реальности в мире книг и собственных фантазий. А так как в детстве можно одновременно «жить» в двух мирах, реальном и воображаемом, легко переходя из одного в другой, то в итоге игра становится для маленького мальчика единственным способом найти в себе силы для борьбы со страхом и незащищённостью перед миром взрослых. Так, постепенно вместе с главным героем, читатель погружается в сказку.

Как подобает жанру, сюжет романа «Океан в конце дороги» прост и стандартно наделён всеми сказочными элементами:

  • опасное путешествие мальчишки семи лет от роду в Древний Край с неблагоприятными для него последствиями;
  • столкновение юного героя со злом, постоянно меняющим перед ним свой облик: от мерзкого  на вид оборотня в развевающихся лохмотьях до коварно-обольстительной экономки Урсулы Монктон;
  • угроза потери семьи и своей жизни;
  • три загадочных волшебницы, обладающих большой силой, которые приходят ему на помощь;
  • самая настоящая дружба, светлые порывы, искренность, доброта;
  • и конечно – счастливый конец, с лёгкой, но вполне уместной в нём грустинкой.

Однако насколько сказка проста, настолько она удивительным образом многогранна, глубока и мудра, подобно Древнему Океану, который лишь выглядит как пруд на заднем дворе. Каждый видит его таким, каким готов увидеть, каждый постигает через него то, что готов постичь.

Сказка обязательно чему-то учит или, по крайней мере, напоминает. И вот:

«То есть когда-то ты всё знала?» Она наморщила нос. «Все знали. Я же говорила. Знать, как устроен мир, тоже мне невидаль. Но ты должен отказаться от знаний, если уж вздумал играть».

И это не единственная преграда к счастью для тех, кто выбирает жизнь на Земле. Чем человек взрослее, тем больше он теряет способность «играть», его мир постепенно теряет краски, становится неинтересным, и, наконец, однажды полностью лишается волшебства. Почему?

«Мне не хватает своего тогдашнего умения наслаждаться малым, даже когда рушится то, что внушительнее по значению и больше. Я не мог управлять миром, в котором жил, не мог отрешиться от вещей, людей и событий, причиняющих боль, но я черпал радость в том, что приносило мне счастье».

Именно поэтому автор знакомит нас с главным героем в возрасте 40 лет, который, «потерявшись» в жизни, вновь возвращается в посёлок, где когда-то родился. Он едет знакомой дорогой, постепенно погружаясь в воспоминания, в своё далёкое, но мудрое детство, секрет которого в том, что:

«Взрослые идут нахоженными тропами. Дети разведывают новые».

Зная этот неизбежный ход человеческой жизни, Лэтти Хэмпсток, которой к моменту знакомства с мальчиком уже давно исполнилось 11 лет, раскрывает ему ещё одну тайну:

«Взрослые не такие уж взрослые. Снаружи они большие и безрассудные, и всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Вся правда в том, что нет никаких взрослых. Ни единого на целом свете».

Библия гласит: «Будьте как дети». Нил Гейман напоминает об этом тем, кто уже стал взрослым и всё забыл. Истина стара как Древний Край.

В «Океане» сталкиваются вымышленные образы и реальные в облике вымышленных, мифические и просто исторические личности, предстающие перед читателем, словно герои древних легенд. Их разгадка даёт пищу для любопытного ума и необыкновенное ощущение восторга, когда находишь ответ. Например, достоверно известно, что реальным человеком был афроамериканец — прототип добытчика опалов из Австралии, который из-за огромных карточных долгов, угнал автомобиль, принадлежавший семье Гейманов (в романе — семье главного героя), и, остановившись на краю посёлка, пустил внутрь угарный газ. И это лишь один из известных биографических фактов писателя, перенесённых им в сказку.

Исторические и мифические персонажи упомянуты вскользь, но именно они становятся ключами к разгадке персонажей вымышленных.

Урсула Монктон — она же оборотень и ведьма Шартах из Цитадели – собирательный образ, олицетворяющий все детские страхи перед жестоким миром взрослых. В то же время она — предостережение, указывающее будущим взрослым на то, что и как может заполнить их мир болью и страданием.

«Не будет же она разгуливать у нас на свободе, как ветер в поле? Ты вспомни, что вышло при Кромвеле. И раньше тоже. Когда Рыжий Руфус шатался по округе. За блохами приходят хищники».

Рыжий Руфус – это английский король Вильгельм II Руфус (Рыжий). Он был распутен, жесток, вспыльчив, мстителен, часто показывал своё презрение к другим людям. Путём репрессий ему удавалось держать в повиновении баронов и духовенство и поддерживать престиж центральной власти. В военных походах Руфус предпочитал добиваться своей цели с помощью подкупов и обещаний, тогда как собственно военные действия зачастую оказывались неудачными. Внутренняя политика сводилась к тому, чтобы любой ценой увеличить казну за счёт сборов и податей. Это привело сначала к всплеску возмущений в народе, а затем и к убийству короля.

Именно его копией является Урсула Монктон. Сначала она «одаривает» всех деньгами, причиняя ими боль, пугая и, тем самым, вселяя страх: засовывает монету в горло спящему мальчику, что едва не закончилось смертью от удушья, забрасывает железной мелочью его сестру и её подруг, отчего девочки покрылись синяками. Далее начинает манипулировать родителями мальчика, соблазняет отца, а затем пытается заставить его утопить собственного сына в ванной, – и всё это ради удовольствия, которое она получает от игры в «кошки мышки».

Урсула Монктон представляет собой воплощение тёмной стороны человека, путь к которой лежит через страх. Это чувство для каждого из нас как ахиллесова пята, а потому не случайно ведьма в образе червяка (длинна которого вполне соответствует настоящему змею) прокладывает путь к сердцу мальчика через пятку. А дальше он приносит её в своём сердце из мрачной пустоши Древнего Края в реальный мир. Здесь мне сразу вспомнился Мастер Йода из «Звёздных войн» с его мудрой фразой: «Страх – это путь на тёмную сторону. Страх порождает гнев, гнев приводит к ненависти, а ненависть — к страданиям». Осознанно или нет, но Нил Гейман повторил эту мудрость в своей сказке.

Отсылка к Оливеру Кромвелю тоже символична. Он участник буржуазной революции, которая разделила Англию на два противоположных лагеря. Её целью было свержение Карла I. Следует оговориться, что с исторической точки зрения Оливер Кромвель далёк от положительного героя (революция не бывает бескровной), но в книге Нила Геймана он выступает как положительный, противостоящий тирану – королю. Оливер Кромвель был из сословия джентри – это нетитулованное мелкое дворянство. Фразой Лэтти Хэмпсток: «Пойдём по дорожке и зайдём через парадную дверь, как и пристало джентри», автор даёт понять, какой образ воплощает девочка.

Подобно Кромвелю, Лэтти Хэмпсток — бунтарка, пришедшая на помощь главному герою, и выступившая против Урсулы Монктон (Карл I). Битва между Лэтти и Урсулой на поле – это своеобразная мини-зарисовка давних революционных событий. Однако за образом английской революции XVII века также скрывается древняя мифическая борьба между светом и тьмой, хаосом и космическим порядком, идущая с начала времён. Именно поэтому истинные облики Урсулы Монктон и Лэтти Хемпсток так близки – это своеобразные покровы, но одна тьмы, а другая света. Урсула – «рваная ветошь», наброшенная на трухлявый ствол, изъеденный жучками и мокрицами. Лэтти – «туманный шёлк», окутывающий пламя свечей.

Кстати, противопоставленные друг другу образы добра (света) и зла (тьмы) в облачении своеобразных покровов, как и наличие трёх женских персонажей, членов одной семьи, живущих на границе между мирами и охраняющих порядок, тоже не случайны. После революции Оливер Кромвель создал армию новой модели. Три нерегулярные армии, которые действовали разобщённо и подчинялись напрямую только полевым командирам, были преобразованы в одну. Боевой дух солдат поддерживался священнослужителями. Некоторые из них присутствовали непосредственно на полях сражений, облачаясь в чёрные мантии. Параллели здесь очевидны.

Итог битвы – смерть Урсулы Монктон — подобна смерти Карла I, которого сначала передали суду, состоящему из 150 комиссаров, а затем, вынеся приговор, казнили. Также расправилась с ведьмой Лэтти Хэмпсток, отдав её на казнь стервятникам.

Упоминание о мужчинах, что ушли на зов в поисках судьбы и удачи — это указание на древних существ, известных по мифам Древней Греции, как титаны. Кузен Япет (или Иапет - титан, сын Урана и Геи) – участник многочисленных битв с олимпийскими богами (титаномахия), которые, Лэтти Хэмпсток пренебрежительно назвала «мышиными битвами». Япет также является одним из прародителей человеческого рода. Поэтому только три женщины Хэмпсток – чистокровны, остальные из их рода «лишь чудесные создания».

«Океан в конце дороги» Нила Геймана — это история об ушедшем детстве и потерянной вере в чудеса, которые оказываются всего-навсего брошенными и забытыми среди милых сердцу игрушек, ларцов с секретиками и потрёпанных от времени книг, пестрящих цветными картинками. Увлекая в приключение, фэнтези-сказка незримо раздвигает границы реального мира, открывая когда-то веданное. Древний Океан – загадочный кладезь вечной мудрости, счастья и безграничного волшебства, существует в каждом человеке. И хотя: «Ничто не остаётся прежним. И люди меняются так же сильно, как океаны», следует всего лишь помнить, что он внутри, и тогда всё станет возможным.

Моя оценка: очень понравилось (5)

Купить в домашнюю библиотеку: