ГОРОДСКОЕ ФЭНТЕЗИКАТАЛОГ-ХОЛЛФЭНТЕЗИ

НИЛ ГЕЙМАН «СЫНОВЬЯ АНАНСИ»

Нил Гейман «Сыновья Ананси»

У всех историй есть начало и как это всегда бывает, все истории начинаются задолго до того, как они становятся очевидны окружающим, а самое главное тем, кому суждено стать их героями. Именно так развиваются события в романе Нила Геймана «Сыновья Ананси» — шестой книге цикла «Американские боги».

История обычного лондонского бухгалтера Чарли Нанси, работающего в «Агентстве Грэхема Хорикса» и собирающегося связать себя узами брака с милой Рози, началась с песни, которую задолго до его появления на свет — в самом начале времён — исполнил древний африканский бог пауков. Эта песня звучала в сердце Чарли всегда, ибо языческое божество оказалось… его отцом. И это ещё не самое страшное, это лишь начало неприятностей. Злая судьба в лице старушки миссис Дунвидди отрезала в детстве от Чарли его вторую половину: проказника и весельчака, дерзнувшего залезть к ней в сад и разбить его главное украшение — зеркальный шар. Так у Чарли появился брат, прозванный Пауком, о существовании которого он не подозревал до самой смерти своего горе–папаши, сумевшем не только отравить мальчику всё детство «шутливыми» выходками, но и на долгие годы наградить его едким и прилипчивым прозвищем — Толстый Чарли (при том, что Чарли толстым не был).

Сюжет романа «Сыновья Ананси» в некотором роде напоминает «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Луиса Стивенсона. Эта параллель явно напрашивается при сравнении двух главных героев. Однако центральный мотив у Нила Геймана заключён не в противостоянии добра и зла в человеке, а в становлении человека, во взрослении, в обретении самого себя.

Чарли Нанси – неловкий, неуверенный и робкий молодой человек у которого «от стеснения… начинали ныть зубы, а желудок куда-то проваливался». Его отрезанная половинка – «не очень–то и близнец» Паук – «выглядел таким, каким Толстый Чарли видел себя в мечтах». Он «был жилистее, выше, элегантнее. Паук словно бы подавлял всё вокруг». Они были полными противоположностями не только во внешности, но и в характере, поведении, что не могло не отразится на их судьбах. И всё же...

Жизнь Толстого Чарли, по его словам, «нельзя было назвать жизнью», но и у Паука она не была радостна и безоблачна как кажется с самого начала. Только став притворятся своим братом перед окружающими, он вдруг понял, что такое настоящая любовь, родственные узы, ответственность. Он впервые задумался о своих поступках и испытал уколы совести. Поэтому сочувствуя Толстому Чарли, попавшего в водоворот неприятностей из-за безответственных поступков Паука, невозможно ненавидеть его брата, ибо он абсолютно искренен и он всего лишь отрезанная половинка, которой только предстоит стать полноценной личностью, так же как и Толстому Чарли.

Их знакомство, естественно, не могло закончиться хорошо. Легкомысленность и беспечность одного, обида и злость другого – толкают братьев на необдуманные поступки, выходящие за рамки обычного мира, ведь они оба сыновья Бога. А потому в их реальность неизбежно начинает вплетаться мистика, замешанная на традиционной мифологии чёрного континента и обретшая новое воплощение в современной жизни.

В конце романа мистический и реальный конфликты братьев сплетаются в одну общую проблему, заставляя их объединить свои силы, чтобы выжить. Став «единым целым» они наконец-то находят в себе свои «отрезанные» половинки.

В «Сыновьях Ананси» Нил Гейман вновь остаётся верен себе, вложив нравоучение в яркую сказочную обёртку. И это неслучайно, ведь

«...сказки как паутина, в которой запутывается человек, но которая так красива, когда рассматриваешь, как изящно сплетаются ниточки над листком, как драгоценными каплями блестит на них утренняя роса».

В чём мудрость и сила сказок? Они не только отражение реальности — они ключ к изменению реальности. Когда люди верили в страшные сказки, то в мире царили насилие и страх, но когда сказки изменились (благодаря Ананси)

«...люди перестали думать лишь о том, как бы стать охотником и не превратится в добычу. Выход из положения они начали искать при помощи ума… Теперь они думали о том, как добиться поцелуя или получить что-то задаром, будучи умнее и забавнее. Вот когда они начали творить мир».

Отсюда и мораль фэнтези – сказки Нила Геймана «Сыновья Ананси»: чтобы волшебство стало частью жизни, нужно следовать тем же правилам, что и герои сказок — не бояться себя, своих ошибок, дерзко идти вперёд, а главное – иметь доброе и весёлое сердце. Вот и весь секрет.

Моя оценка: очень понравилось (5)

Купить в домашнюю библиотеку: 
Бумажную книгу: Лабиринт
Бумажную книгу: Озон
Электронную книгу: ЛитРес