КАТАЛОГ-ХОЛЛТРИЛЛЕРПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ЧОН Ю ЧЖОН «СЕМИЛЕТНЯЯ НОЧЬ»

Фото обложки книги Чон Ю Чжон «Семилетняя ночь»

Роман южнокорейской писательницы Чон Ю Чжон «Семилетняя ночь»: оригинальное название – «장편소설», жанр – психологический триллер (к-триллер), дата первой публикации – 2011 год, страна – Южная Корея.

Южнокорейская литература представлена на российском рынке крайне скромно. Количество авторов, книги которых переведены на русский язык можно в прямом смысле посчитать по пальцам. Правда, благодаря огромной популярности кинематографа и музыки этой страны, стала понемногу приоткрываться дверь и в её книжный мир, что невероятно радует моё читательское сердце.

Писательница Чон Ю Чжон (Чон Ючжон) весьма востребована у себя на родине как автор психологических триллеров. Свидетельством тому служат экранизации всех её романов, в том числе и «Семилетней ночи». Данное произведение является третьим в творчестве Чон Ю Чжон и первым, изданным в России.

Сюжет романа строится вокруг события 11 сентября 2004 года, которому суждено будет сохраниться в памяти людей как «Трагедия на озере Серёнхо». На двенадцатилетнего Чхве Совона помимо страшных воспоминаний о той ночи падёт ещё и клеймо сына маньяка – убийцы: человека, который двумя неделями ранее зверски умертвил маленькую девочку, затем в попытке замести следы жестоко разделался с собственной женой и отцом девочки, сбросив их трупы в реку, а под конец своего «приступа безумия» утопил целую деревню со спящими жителями, открыв водяные ворота дамбы.

Следующие семь лет станут для Чхве Совона непрекращающимся кошмаром: травля в бесконечном количестве школ из-за чего он так и не смог получить образование, предательство родственников, не сумевших справиться с общественным давлением и в итоге выбросивших мальчика на улицу, преследование репортёров ради новых горячих подробностей об убийце, ожидающем смертного приговора в тюрьме. Постоянное бегство по маленьким городкам и глухим деревушкам ради нескольких месяцев забвения и тишины, всепоглощающая ненависть к отцу и мысленное приведение казни Чхве Хёнсу в исполнение, каждую ночь, снова и снова, в надежде, что прошлое однажды его отпустит. Но день расплаты за содеянное не стал точкой в этой истории, потому как Чхве Совон все эти годы был приговорён к казни вместе с отцом. Единственный способ для юноши выжить – это узнать правду, увидеть её глазами человека, искалечившего его душу.

«Все люди избегают страшной правды, от которой никуда не деться. Такова уж человеческая натура».

Однако события, подобно дежавю вновь закольцовываются, и выбраться из мрачной ловушки некуда. За несколько дней до приведения смертной казни Чхве Хёнсу в исполнение случается новое драматическое событие. Группа молодых людей, увлекающихся дайвингом, приезжают в деревушку, где в последнее время жил Совон со своим опекуном – Ан Сынхваном – бывшим охранником дамбы на озере Серёнхо, который оказался единственным человеком, кто протянул ему тогда руку помощи. Попытка председателя молодёжной организации утихомирить молодчиков не увенчалась успехом, а спустя несколько часов становится известно, что двое после ночного заплыва не вернулись на берег. Совон и Сынхван, облачившись в гидрокостюмы, отправляются в море на их поиски и находят пропавших мёртвыми. Допросы в полиции под сильным прессингом сверху и срежиссированная репортёрская шумиха быстренько лепят для общественности новое «преступление века»: сын маньяка вместе с напарником убивают сыновей высокопоставленных чиновников. И хотя эта версия недолго продержалась в связи с появлением свидетелей перепалки пьяных мажоров с главой молодёжной организации накануне вечером, радость в связи с освобождением из следственного изолятора согревала сердце юноши недолго. На следующий день Ан Сынхван бесследно исчезает, а в их совместную квартиру доставляют посылку с пачкой писем от матери погибшей девочки, газетными вырезками и журналами, флешкой с исповедью Чхве Хёнсу и черновым наброском романа по событиям семилетней давности. Так Совону открывается, что всё это время его друг собирал материалы для своего романа и писал его. Юноша погружается в чтение рукописи, а параллельно в своё прошлое и прошлое отца.

Как и следовало ожидать, история оказалась совсем не такой, какой её освещали средства информации. Цепочка случайных совпадений обросла роковыми решениями всех участников драмы, заставив их по очереди примерить на себя роли палача и жертвы, следователя и судьи. Каждая новая страница незаконченного романа Ан Сынхвана, прослушанный аудиофайл или письмо – это ещё одна точка зрения участника событий у озера Серёнхо, раскрытие его роли в трагедии и понимание всей картины произошедшего. Данный художественный приём позволяет хорошо погрузиться в историю, прочувствовать весь спектр настроений, дух и атмосферу страшной ночи, превратившей судьбы выживших в беспросветный семилетний кошмар. Но есть у него и минус — повествование замедляется, растягивается, становится вязким и даже каким-то тягучим. Поэтому если вы любите в триллерах экшн, то либо запасайтесь терпением, либо обратитесь к более подходящей для вас книге, потому как указанный в аннотации «стремительный ритм» отсутствует здесь напрочь.

Для меня, как любителя динамики, спасением стали интересные, глубокие и детально прописанные персонажи. Причём абсолютно все, включая даже тех, кто выступает на третьих или четвёртых ролях, например, председатель молодёжной организации – не падающий духом старичок шестидесяти одного года, или нахальный и трусливый Рей Бен, по вине которого погибли друзья при погружении в море.

Сюжет, как и ожидалось, выстроен вокруг двух героев, ставших смертельными врагами, готовых ради спасения близких или мести за них, отбросить все ограничения и условности. Финальное противостояние мужчин – апогей боли и безумия.

Чхве Хёнсу – человек, морально искалеченный в детстве отцом, взваливший на себя вину за его смерть, заработавший по этой причине неврологическую болезнь, которая в итоге разрушила его карьеру бейсболиста. Брак, вопреки ожиданию, стал не спасением, а новой трясиной, верно утягивающей на дно теперь уже не только его, но жену и сына. Всё, чем он мог отгородиться от реальности и хоть на время утихомирить терзавших его душу демонов – это алкоголь. По мере чтения его жалеешь, ему сочувствуешь, ненавидишь за трусость и слабохарактерность.

«Не надо бороться с тем, что угрожает твоей способности выживать, надо одерживать над этим победу. Как минимум хотя бы это презирать».

Чхве Хёнсу не мог даже этого, только бесконечно падать, а после трагедии на дороге — саморазрушение превратилось в настоящее цунами. Им безраздельно овладел страх перед болезнью, днём сводящей его с ума, а ночью превращающей в зверя-лунатика, страх, в котором он становится своим отцом, способным лишь разрушать и калечить, страх за сына, что доверчиво следует за ним и однажды, как и он тоже станет убийцей.

Его антагонист – О Ёнчже – одержимый властью, злобный психопат-абьюзер, для которого господство над тем, что ему принадлежит, является смыслом существования. Неподчинение, неполученный в ответ правильный жест, слово или улыбка – это изъян, который необходимо «исправить». Благодаря его «воспитательным методам», избитая и перепуганная О Серён и оказалась ночью на дороге, босиком, в одной маминой блузке. Потому гибель девочки – это вина не только Чхве Хёнсу.

У трагедии на озере Серёнхо в итоге окажется много лиц, переплетённых случайно судеб и один финал на всех. На протяжении истории я постоянно ловила себя на мысли: не сделай так, не скажи этого, не отвернись, и было бы всё по-другому. Этим «Семилетняя ночь», пожалуй, цепляет сильнее всего: реалистичностью и пониманием того, что роковые совпадения и человеческая глухота – часть нашей жизни. Сколько ни оправдывай свою совесть «незнанием», истина в том, что порой «молчание – это самый точный ответ» и его нужно уметь слышать.

Помимо затянутого сюжета, для меня минусом стало практически полное отсутствие взрослого Совона. Он как истинный дайвер: появляется в первой главе, подробно описывая свою жизнь после трагедии до настоящего времени, затем «ныряет» в чтение романа Ан Сынхвана и собственные воспоминания, где фигурирует мальчиком, и лишь к финалу мы снова видим его девятнадцатилетним юношей. То есть, действий Совона в настоящем практически нет: только чтение и рефлексия. По мне, если автор берёт две временные линии и ведёт их от начала и до конца, то они должны быть схожи по информационному объёму и эмоциональному накалу, равноправно дополнять друг друга, иначе одна из них проваливается в «пустоту».

В целом первое своё знакомство с Чон Ю Чжон я могу назвать успешным. Роман «Семилетняя ночь» хоть и медленно, но читался с интересом и удовольствием. Правда, нельзя скидывать со счетов ещё и подходящую атмосферу за окном: слякотный и холодный ноябрь для него – самое то. Если хотите в дополнение насладиться историей визуально, то можете посмотреть дораму, снятую по этой книге. В российском варианте она вышла под названием «Ночь длиной в семь лет» (2018). Между ними есть некоторые различия (например, в фильме погибших персонажей больше, чем в книге), но общая канва истории совпадает, да и динамика уже имеет место, благодаря приличному сжатию первоисточника.

Моя оценка: понравилось (4)

Купить в домашнюю библиотеку: 
Бумажную книгу: Book-24
Бумажную книгу: Буквоед
Бумажную книгу: Лабиринт
Бумажную книгу: Читай-город
Электронную книгу: ЛитРес
Аудиокнигу: ЛитРес