ПРЕМЬЕР-ЗАЛВИДЕОТЕКА РЕЦЕНЗИЙФИЛЬМЫ

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ ЛАССЕ ХАЛЛЬСТРЁМА «ШОКОЛАД»

Кадр из фильма «Шоколад» [2000] Лассе Халльстрёма

Фильм режиссёра Лассе Халльстрёма «Шоколад»: оригинальное название «Chocolat» (фр.), жанр – мелодрама, длительность — 121 минута, возрастное ограничение – с 12 лет, дата выхода – 2000 год, страны – Великобритания, США. В ролях: Жюльет Бинош, Джуди Денч, Альфред Молина, Лена Олин, Джонни Депп, Кэрри-Энн Мосс, Орелин Парент Кениг, Антонио Хиль-Мартинес, Элен Кардона, Харрисон Прэтт.

Желание следовать собственным правилам, жить, не оглядываясь по сторонам в поисках одобрения настолько же сильно в каждом человеке, как и противоречащая ей потребность быть частью своего окружения. И в этой битве какая-то часть души всегда оказывается побеждённой, сломленной и спрятанной от чужих глаз; но не от себя. Потому, если какая-то сила вмешивается в это привычно-некомфортное течение, не миновать беды. Впрочем, радости тоже возможны. Главное – это выбор. Об этом рассказывает фильм «Шоколад» режиссёра Лассе Халльстрёма по мотивам одноимённого романа британской писательницы Джоанн Харрис.

Сюжет фильма переносит в 50-60-е годы XX века в маленький французский городок Ласкне-су-Танн, расположенный на  реке Таннес. Его тихая и размеренная жизнь годами была подчинена лишь одному правилу – tranquille (фр. тишина и спокойствие). Давно установленные порядки въелись в сознание горожан настолько, что даже представить себе нечто иное они уже не могли. Но однажды всё изменилось. Лёгкий, озорной ветер перемен с севера привёл с собой двух странных особ в ярко-красных плащах – Виенн Роше (Жюльет Бинош) с шестилетней дочерью Анук, которую тайно сопровождал воображаемый кенгуру Пантуфль. Арендовав у пожилой вдовы Арманды Вуазен (Джуди Денч) старую закусочную, молодая женщина накануне Великого поста открывает в ней шоколадную кондитерскую, чем приводит мэра города – графа Поля де Рейно (Альфред Молина) – в крайне неприятное изумление. Но это было лишь начало его вселенской «катастрофы». Узнав, что мадемуазель атеистка, родившая ребёнка вне брака, явно нацеленная всем своим видом и греховными сладостями разлагать высокую мораль и нравственную чистоту горожан, он приходит в ужас и решает объявить ей и её бизнесу войну, устроив всеобщий бойкот.

Однако теплота и необычность, исходившие от Виенн, у местных жителей больше вызывали сладкое, томящее любопытство, чем желание противостоять. Так, понемногу женщина заводит тайных друзей, давая каждому возможность вдохнуть полной грудью и ощутить вкус свободы, пропитанный ароматным шоколадом с нотками острого чили, нежной ванили или бодрящей корицы. Ведь у всех разные желания, а Виенн умеет их угадывать. Так, она помогает Арманде, у которой полностью разладились отношения с дочерью Каролин (Кэрри-Энн Мосс), тайно видеться с внуком, вселяет уверенность в одинокого Гийома Блеро, чтобы тот сделал шаг навстречу даме сердца, даёт кров Джозефине Мускат (Лена Олин), сбежавшей ночью в синяках от мужа-садиста. Когда же на берегу реки появляется табор цыган, Виенн оказывается единственным человеком, кто не отвернулся по призыву графа от «вечных бродяг и разносчиков заразы». Она увидела в них обычных людей, чем привлекла к себе внимание их предводителя Ру (Джонни Депп). А дальше в жизни Виенн, которую нельзя было чем-то удивить, случилось невероятное. Шутник и заводила Ру, оказался единственным человеком, чьё желание Виенн никак не удавалось угадать: ни с первой попытки, ни со второй, ни с третьей. Зато он сразу же угадал желание шоколадницы.

Северный ветер, который всегда гнал людей её кочевого индейского племени по миру, никогда не позволял им пускать корни, связывать себя семейными узами или привыкать к клочку какой-то земли. Они могли лишь идти за ним, также беспрекословно, как жители Ласкне-су-Танн послушно следовали своим закостенелым правилам. Но вопреки его зову, Виенн всегда мечтала о семье и доме, о тех запретных для неё чувствах покоя и определённости, которые она неожиданно обрела здесь. А это значит – не миновать беды.

Фильм, несмотря на простоту сюжета, настолько многогранен, что темы, поднятые им можно обсуждать часами. Это и истинная суть семейных отношений, которые должны приносить радость, а не быть удобным способом манипулирования или подчинения; опасность стереотипных суждений о людях, приносящих куда больше вреда, чем тихий атеизм матери-одиночки; наконец, извращённое понимание добродетели, преследующей лишь внешнее соблюдение чуждых правил, что делает всех несчастными.

«…Я думаю, нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь и кого согрели».

Мудрые слова из проповеди молодого Отца Анри, для которого стала очевидна разница между страхом перед Богом и страхом перед человеком, облечённым властью, поставили точку в его размышлениях на тему религии и морали. Ну а простые горожане, далёкие от философско-теологических проблем своего кюре, осознав, что даже у самого «святого» из смертных есть как минимум пара скелетов в шкафу, а настоящая порядочность идёт исключительно от доброго и чистого сердца, избавились-таки, наконец, от тяжёлого ярма запретов. Что же касается окутанного легендами шоколада, то его магическая способность пленять человеческие сердца так и осталась нераскрытой. Потому, как только появляются на экране титры, хочется снова погрузиться в атмосферу этого невероятно притягательного шедевра.

«Шоколад» – тёплый и светлый фильм о людях, которые всего-навсего позволили себе быть счастливыми, научились друг друга чувствовать, слышать и поддерживать в трудную минуту. Его можно воспринимать как лёгкую наивную сказку, как историю красивой любви или глубокую философскую притчу. Здесь всё подано настолько просто и искренне, что даже смерть Арманды от мучившего её несколько лет диабета, воспринимается как символ победы над болью и страданием.

Если фильм уже запал вам в сердечко, или вы только предвкушаете его просмотр, то наверняка захотите узнать: а как в книге? стоит ли прочитать роман Джоанн Харрис «Шоколад»? Мой ответ будет неутешительным: отличий много и они настолько существенны, что если вам понравилась книга, то, скорее всего, фильм разочарует и наоборот. Касаться мелких расхождений, как, например, воображаемый друг Анук не кенгуру, а кролик Пантуфль, я не буду. Обозначу лишь самые значительные:

  • Мать Виенн Роше потомственная европейская ведьма, без капли индейской крови, зато с примесью цыганской. Всю свою жизнь она торговала зельями и гадала на картах таро, чему научила и свою дочь.
  • Искусство приготовления шоколада для Виенн изначально было всего лишь маленьким хобби, которое её мать «снисходительно презирала», но позволяла. После её смерти, шоколад полностью заменил Виенн и зелье, и карты таро.
  • Франсис Рейно является местным священником (кюре), а не графом Полем де Рейно, от которого сбежала жена.
  • Арманда Вуазен, сразу почувствовавшая дар Виенн, имела в предках ведьм, но выбрала другой путь.
  • Роман богаче на персонажей, но при этом в нём значительно меньше любовных линий, а те, что имеют место, заканчиваются по-другому, например, Ру выберет в финале не Виенн, он останется с другой женщиной. Думаю, автор сделала это по той причине, что роман «Шоколад» — это первая часть «Шоколадной трилогии» и главной героине, по её замыслу, следовало в финале покинуть город, а не обрести настоящий дом и полноценную семью.

Кроме различий в сюжете, следует отметить и иную атмосферу романа Джоанн Харрис «Шоколад». Несмотря на то что в нём присутствует много светлых ноток и жизнь городка в финале тоже изменится в лучшую сторону, в целом книга имеет более грустную ауру, чем фильм. В ней больше трагических образов (например, мать Виенн Роше, умершая в 40 лет от рака), а ещё тяжёлых воспоминаний главной героини, пропитанных страхом перед Чёрным человеком и изнуряющим бегством от него. По итогу в вопросе выбора между книгой и фильмом могу дать такой совет: выбирайте то, что вам ближе и любите всем своим сердцем.

Моя оценка: очень понравилось (5)