ПРЕМЬЕР-ЗАЛВИДЕОТЕКА РЕЦЕНЗИЙФИЛЬМЫ

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ ЛАССЕ ХАЛЛЬСТРЁМА «ШОКОЛАД»

Кадр из фильма «Шоколад» [2000] Лассе Халльстрёма

Фильм режиссёра Лассе Халльстрёма «Шоколад»: оригинальное название – «Chocolat» (фр.); жанры – мелодрама, мистика; длительность – 121 минута; дата выхода – 2000 год; страны – Великобритания, США. Актёрский состав: Жюльет Бинош, Джуди Денч, Альфред Молина, Лена Олин, Джонни Депп, Кэрри-Энн Мосс, Орелин Парент Кениг, Антонио Хиль-Мартинес, Элен Кардона, Харрисон Прэтт. Возрастное ограничение – с 12 лет.

Желание следовать собственным правилам, жить, не оглядываясь по сторонам в поисках одобрения, настолько же сильно в каждом человеке, как и противоречащая ей потребность быть частью своего окружения. И в этой битве какая-то часть души всегда оказывается побеждённой, сломленной и спрятанной от чужих глаз; но не от себя. Потому, если какая-то сила вмешивается в это привычно-некомфортное течение, не миновать беды. Впрочем, радости тоже возможны. Главное – выбор. Об этом рассказывает фильм «Шоколад» режиссёра Лассе Халльстрёма по мотивам одноимённого романа британской писательницы Джоанн Харрис.

ОПИСАНИЕ СЮЖЕТА ФИЛЬМА «ШОКОЛАД»

Виенн Роше и цыган Ру

Шоколадница Виенн Роше и цыган Ру.

Сюжет художественного фильма переносит в 50-60-е годы XX века в маленький французский городок Ласкне-су-Танн, расположенный на реке Таннес. Его тихая и размеренная жизнь годами была подчинена лишь одному правилу –  tranquille (фр. тишина, спокойствие). Давно установленные порядки въелись в сознание горожан настолько, что даже представить себе нечто иное они уже не могли. Но однажды всё изменилось. Озорной северный ветер привёл за собой двух странных особ в ярко-красных плащах – Виенн Роше и её шестилетнюю дочь Анук в сопровождении воображаемого друга — кенгуру Пантуфля. Арендовав у пожилой вдовы Арманды Вуазен старую закусочную, молодая женщина накануне Великого поста открывает в ней шоколадную кондитерскую, чем приводит мэра города – графа Поля де Рейно – в крайне неприятное изумление. Но это было лишь начало «маленькой вселенской катастрофы». Настоящие «врата ада разверзлись» для него в ту минуту, когда стало известно, что мадемуазель атеистка и родила ребёнка вне брака. Что делать доброму христианину, облачённому властью, когда перед ним женщина, явно нацеленная всем своим видом и греховными сладостями разлагать высокую мораль и нравственную чистоту горожан? Объявить ей и её бизнесу войну, устроив всеобщий бойкот!

Однако теплота и необычность, исходившие от Виенн, у местных жителей по большей части вызвали сладкое, томящее любопытство, а вовсе не желание противостоять. Потому, женщина, вопреки стараниям мэра, очень скоро начала заводить тайных друзей, давая каждому из них возможность ощутить вкус свободы, пропитанный тонкими ароматами шоколада с нотками острого чили, нежной ванили или бодрящей корицы. Ведь у всех разные желания, а Виенн умеет их угадывать. Так, она помогает Арманде, у которой полностью разладились отношения с дочерью Каролин, тайно видеться с внуком, вселяет уверенность в одинокого Гийома Блеро, чтобы тот сделал шаг навстречу даме сердца, даёт кров Джозефине Мускат, сбежавшей ночью в синяках от мужа-садиста. Когда же на берегу реки появился табор цыган, Виенн вопреки призывам графа не отвернулась от «вечных бродяг и разносчиков заразы». Она пришла к ним, чтобы поприветствовать, чем привлекла к себе внимание их предводителя Ру. А дальше в жизни Виенн, которую нельзя было чем-то удивить, случилось невероятное. Тот самый шутник и заводила Ру, оказался единственным человеком, чьё желание Виенн никак не удавалось угадать: ни с первой попытки, ни со второй, ни с третьей. Зато он сразу же угадал тайное желание самой шоколадницы.

Северный ветер, который всегда гнал людей её кочевого индейского племени по миру, никогда не позволял им пускать корни. Они могли лишь покорно идти за ним, также как жители Ласкне-су-Танн послушно следовали своим закостенелым правилам. Но вопреки его зову, Виенн всегда мечтала о семье и доме, о тех запретных для неё чувствах покоя и определённости, которые она неожиданно обрела здесь. А это значит – не миновать беды.

Фильм, несмотря на простоту сюжета, настолько многогранен, что темы, поднятые им можно обсуждать часами. Это, например, истинная суть семейных отношений, которые должны приносить радость, а не быть удобным способом манипулирования или подчинения; опасность стереотипных суждений, приносящих куда больше вреда, чем тихий атеизм матери-одиночки; извращённое понимание добродетели, преследующей лишь внешнее соблюдение чуждых правил, что делает всех несчастными.

«Я думаю, нельзя жить на свете, меряя добродетель тем, что мы не сделали, тем, в чём отказали себе, от чего устояли и кого отвергли. Я думаю, добродетель измеряет то, что мы создали, воплотили в жизнь и кого согрели».

Мудрые слова из проповеди молодого Отца Анри, для которого стала очевидна разница между страхом перед Богом и страхом перед человеком, наделённым властью, поставили точку в его размышлениях на тему религии и морали. Ну а простые горожане, далёкие от философско-теологических проблем своего кюре, осознав, что даже у самого «святого» из смертных есть как минимум пара скелетов в шкафу, а настоящая порядочность идёт исключительно от доброго и чистого сердца, избавились-таки, наконец, от тяжёлого ярма запретов. Что же касается окутанного легендами шоколада, то его магическая способность пленять человеческие сердца так и осталась нераскрытой. Потому, как только появляются на экране титры, хочется снова погрузиться в атмосферу этого невероятно притягательного шедевра.

«Шоколад» – тёплый и светлый фильм о людях, которые всего-навсего позволили себе быть счастливыми, научились друг друга чувствовать, слышать и поддерживать в трудную минуту. Его можно воспринимать как лёгкую наивную сказку, как историю красивой любви или глубокую философскую притчу. Здесь всё подано настолько просто и искренне, что даже смерть Арманды от мучившего её несколько лет диабета, воспринимается как символ победы над болью и страданием.

Безусловно, отмечая прекрасно написанный сценарий к фильму, работу режиссёра и оператора, нельзя обойти вниманием и игру актёров, без которых картина не обрела бы свой шарм, а маленький провинциальный городок затерялся бы в обыденности и штампах. Обитатели Ласкне-су-Танн — это главные его достопримечательности, блестяще воплощённые звёздами мирового кино. Жюльет Бинош, сыгравшая Виенн Роше, сумела передать сильный, волевой характер своей героини, показать её независимость и непримиримый ни с какими условностями дух свободы. Главный злодей – чопорный поборник никому ненужных традиций и закостенелой морали Поль де Рейно, изображённый Альфредом Молиной, оказался весьма ранимым человеком. Причём настолько, что неприязнь к нему в конце фильма сменяется доброй жалостью и сочувствием. Герой Джонни Деппа – окружённый ореолом романтики и путешествий цыган Ру – может показаться простым для этого актёра, но таков персонаж и если Депп решил его сыграть, то справился он с этим отлично.

ОТЛИЧИЯ ФИЛЬМА «ШОКОЛАД» ОТ КНИГИ

Отличия между романом «Шоколад» и фильмом «Шоколад»

Отличия между романом Джоанн Харрис «Шоколад» и художественным фильмом «Шоколад» [2000] режиссёра Лассе Халльстрёма.

Подводя итог, также хочу немного уделить внимания и роману Джоанн Харрис «Шоколад», который лёг в основу картины. Если экранизация уже запала вам в душу, или вы только предвкушаете её просмотр, но при этом не читали первоисточник, то наверняка захотите узнать: есть ли отличия? существенны ли они? что лучше? Мой ответ будет неутешительным: их много и они настолько ярко выражены, что большинство читателей – зрителей разделились между собой на два жёстко противоборствующих лагеря. Касаться мелких расхождений я не буду, обозначу лишь самые крупные. В книге так:

  • Мать Виенн Роше потомственная европейская ведьма, без капли индейской крови, зато с примесью цыганской. Всю свою жизнь она торговала зельями и гадала на картах таро, чему научила и свою дочь.
  • Искусство приготовления шоколада для Виенн изначально было всего лишь маленьким хобби, которое её мать «снисходительно презирала», но позволяла. После её смерти, шоколад полностью заменил Виенн и зелье, и карты таро.
  • Франсис Рейно является местным священником (кюре), а не графом Полем де Рейно, от которого сбежала жена.
  • Арманда Вуазен, сразу почувствовавшая дар Виенн, имела в предках ведьм, но выбрала другой путь.
  • Роман богаче на персонажей, но при этом в нём значительно меньше любовных линий, а те, что имеют место, заканчиваются по-другому, например, Ру выберет в финале не Виенн, он останется с другой женщиной. Думаю, автор сделала это по той причине, что «Шоколад» — это первая часть «Шоколадной трилогии» и главной героине, по её замыслу, следовало в финале покинуть город, а не обрести настоящий дом и полноценную семью.
  • Воображаемый друг Анук не кенгуру, а кролик.
  • Гийому Блеро придётся усыпить тяжелобольного пёсика Чарли, что сильно подкосит одинокого старика, но благодаря поддержке Виенн он найдёт в себе силы жить дальше.

Кроме различий в сюжете, следует отметить и иную атмосферу романа Джоанн Харрис «Шоколад». Несмотря на присутствие в нём ярких и тёплых эпизодов, а также счастливый финал для обитателей городка, жизнь которых изменится в лучшую сторону, в целом книга имеет более грустную ауру, чем фильм. В ней больше трагических образов (например, мать Виенн Роше, умершая в 40 лет от рака), а ещё тяжёлых воспоминаний главной героини, пропитанных страхом перед Чёрным человеком и изнуряющим бегством от него. По итогу в вопросе выбора между книгой и фильмом могу дать только такой совет: выбирайте то, что вам ближе и любите всем своим сердцем.

P.S. Если интересно, что я в рядах обожателей фильма, хотя в большинстве случаев встаю на сторону книги. В этот раз, увы, не вышло.