ПРЕМЬЕР-ЗАЛВИДЕОТЕКА РЕЦЕНЗИЙСЕРИАЛЫ

РЕЦЕНЗИЯ НА СЕРИАЛ ДЖЕЙСОНА БЕЙТМАНА «ЧУЖАК»

Кадр из сериала «Чужак» [2020] Джейсона Бейтмана

Сериал режиссёров Джейсона Бейтмана, Эндрю Бернштейна, Игоря Мартиновича, Карин Кусамы, Дайны Рид, Дж. Д. Диллард, Шарлотты Брэндстрём «Чужак»: оригинальное название – «The Outsider» (англ.); жанры – драма, триллер, детектив, мистика; количество серий – 10, длительность одной серии – 60 минут; дата выхода – 2020 год; страна – США. Актёрский состав: Бен Мендельсон, Билл Кэмп, Джереми Бобб, Джулианна Николсон, Мэр Уиннингем, Пэдди Консидайн, Юл Васкес, Джейсон Бейтман, Марк Менчака, Синтия Эриво. Возрастное ограничение – с 18 лет.

Киноиндустрия обратила внимание на роман Стивена Кинга «Чужак» (в оригинале – «Аутсайдер») сразу после его выхода в 2018 году. Уже в декабре на канале НВО началось производство одноимённого мини-сериала, а 12 января 2020 года состоялась долгожданная премьера. Экранизация получилась настолько удачной, что порадовала не только огромную армию поклонников Короля Ужасов, но и самого писателя, которому, как известно, угодить весьма трудно (взять хотя бы Стэнли Кубрика с его «Сиянием»). Окончательную же точку, а, вернее, жирную запятую, поставил финал телесериала «Чужак», заставивший всех заговорить о необходимости съёмок второго сезона. Что из этого выйдет – скоро узнаем (на данный момент ведутся переговоры с актёрским составом), а пока предлагаю окунуться в интересные факты первого сезона.

ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО СЕЗОНА ТЕЛЕСЕРИАЛА «ЧУЖАК»

Персонаж телесериала «Чужак» Терри Мейтленд

Джейсон Бейтман в роли Терри Мейтленда.

Сюжет трагической истории, которой суждено будет потрясти маленький город Чероки-Сити штат Джорджия, берёт начало в один из тёплых летних вечеров. Мистер Джонатан Ритц, выгуливая свою собаку, находит в парке изуродованный труп одиннадцатилетнего Фрэнка Питерсона со следами насилия и отпечатками человеческих зубов на растерзанной шее.

Детектив местного отделения полиции Ральф Андерсон оперативно собирает неопровержимые доказательства, указывающие на виновность школьного учителя и тренера по бейсболу Терри Мейтленда, включая показания свидетелей, многочисленные отпечатки пальцев на теле жертвы и орудии убийства, а также записи с камер видеонаблюдения. Степень жестокости надругательства над ребёнком, а также тот факт, что его покойный сын Дерек тренировался под руководством тренера Ти, заставляют Ральфа действовать без промедлений: мужчину публично арестовывают во время матча Городской молодёжной лиги на глазах тысяч зрителей. Остальные юридические формальности не должны были занять много времени, вот только у Терри Мейтленда неожиданно обнаружилось серьёзное алиби – в момент убийства он находился на конференции в другом городе с двумя коллегами-учителями из своей школы, а местная телестудия любезно предоставила копию записи с данного мероприятия. Чуть позже были найдены и отпечатки пальцев в книжной лавке при отеле, куда он заходил и листал там альбом. Однако ни сторона обвинения, ни сторона защиты в лице семейного адвоката Говарда Саломона, не пожелали разобраться в противоречии, оставив это на суд.

Тем временем мать убитого мальчика умирает от сердечного приступа и старший сын Питерсонов решает поквитаться с виновным, не дожидаясь вынесения официального приговора. На другом конце города младшая дочь Терри Мейтленда начинает видеть кошмары, в которых к ней приходит человек «с лицом в комках, будто из пластилина» и рассказывает «ужасные вещи». Когда же решение Ральфа Андерсона обвинить тренера Ти без предварительной проверки алиби приводит к роковым последствиям, он, несмотря на закрытие дела, решает довести его до конца, чего бы это ему ни стоило. И очень скоро выяснилось: количество преступлений, совершённых по той же схеме, что и в Чероки-Сити, исчисляется десятками по разным мелким городам Большой Америки: убийца всегда находился в двух местах одновременно.

Главной особенностью экранного «Чужака» является его киножанр – слоубёрнер (англ. «slow burner»), что переводится как «медленно горящий» фильм ужасов. В таких картинах происходит плавное погружение зрителя в атмосферу напряжения и беспокойства, постепенное стирание границ между реальностью и фантазией, привычным и пугающим. Сюжетообразующий компонент в них – психологическая драма, борьба героев с внутренними «демонами». Именно поэтому история в сериале долго набирает ход. Андерсоны пытаются примириться со смертью сына Дерека, жена Мэйтленда – справиться с общественным осуждением после обвинения супруга, Питерсоны – один за другим сводят счёты с жизнью, выплёскивая тем самым свою боль на весь и так потрясённый и взвинченный до предела городишко. При этом главный виновник происходящего – незнакомец с уродливо-перекошенным лицом в зелёном худи, который периодически мелькает на экране, очень долго вообще не привлекает к себе никакого внимания. Один аутсайдер затягивает в свои сети других аутсайдеров, усиливая и поглощая их горе.

Весь актёрский состав прекрасно справился с непростой задачей. Самый яркий тандем: Бен Мендельсон в роли матёрого, опытного детектива Ральфа Андерсона с тяжёлым прошлым и эксцентричная Синтия Эриво в роли Холли Гибни, способная принять на веру любую, даже самую бредовую, теорию. Глубокий моральный надлом сумел блестяще передать Джейсон Бейтман в образе ложно обвинённого Терри Мейтленда, а Джулианна Николсон — показать ярость и отчаяние его супруги Глори Мейтленд.

«Чужак» от начала и до конца пропитан тяжёлой, мрачной атмосферой. Медленно скользя между психологическим детективом и мистикой, он затягивает подобно искусному гипнотизёру, заставляя с интересом следить за каждым новым поворотом сюжета. Зайдёт он, конечно же, не всем, но ценители подобного кино определённо останутся довольны.

ОТЛИЧИЯ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ЧУЖАК» ОТ КНИГИ

Отличия между романом «Чужак» и сериалом «Чужак»

Отличия между романом Стивена Кинга «Чужак» и телесериалом «Чужак» [2020] режиссёра Джейсона Бейтмана.

Начать разговор об отличиях следует чуть издалека, а всё потому, что роман «Чужак» – это четвёртая книга в цикле «Билл Ходжес и Холли Гибни», который состоит из двух подциклов.

Первый носит название «Трилогия Билла Ходжеса», где главным героем является отставной полицейский Кермит Уильям Ходжес, а его напарниками по расследованиям, описанным в романах «Мистер Мерседес» (1), «Кто нашёл, берёт себе» (2) и «Пост сдал» (3) становятся соседский мальчишка Джером Робинсон и чудаковатая, анорексичного вида дамочка-блондинка в возрасте Холли Гибни – племянница одной из жертв маньяка-психопата Брейди Хартсфилда. В финале третьей книги Билл умирает, оставив созданное им частное детективное агентство «Найдём и сохраним» теперь уже своей полноправной коллеге – Холли. Второй подцикл Стивен Кинг назвал именем новой главной героини «Холли Гибни». Он тоже задуман как трилогия и открывается романом «Чужак» (вторая книга из него ждёт перевода на русский язык, английское название – «If It Bleeds»).

В 2017 году вышел первый сезон телесериала «Мистер Мерседес», снятый по мотивам «Трилогии Билла Ходжеса» (в 2018 – второй сезон и в 2019 – третий). Он получился достаточно вольным: чем ближе к финалу, тем дальше от канона. Одно из отличий – Холли Гибни в нём очень юная, практически ровесница Джерома Робинсона, хотя в романе «Мистер Мерседес» ей 45 лет, а к концу – «Пост сдал» – чуть за 50. Учитывая, что омоложение данного персонажа на пользу не пошло, создатели «Чужака» решили этот образ полностью изменить, чтобы он никак не ассоциировался ни с телесериалом «Мистер Мерседес», ни соответственно с циклом книг о Билле Ходжесе. Потому в киноадаптации «Чужака» от настоящей Холли Гибни остались только имя и фамилия. Эту дамочку сделали чернокожей леди за 30, страдающей обсессивно-компульсивным расстройством. Кроме того, для оживления её образа в сериал добавлен новый герой – бывший полицейский Энди Кэткэвэдж, с которым у Холли помимо деловых завязываются ещё и романтические отношения. Здесь хочется задать вполне логичный вопрос: если Холли из телеадаптации не имеет ничего общего с Холли из романа, то почему ей не изменили имя и фамилию? Создатели сериала планировали это сделать, но Стивен Кинг не согласился. Он хотел, чтобы главная героиня второй детективной трилогии обязательно осталась в картине, даже при всей её непохожести на оригинал.

Ещё одно важное отличие, которое почувствуют все прочитавшие роман – существенное сжатие детективной части, занимающей по хронометражу всего две серии, в то время как у Стивена Кинга резкое соскальзывание в мистику происходит лишь в середине истории. Эта корректировка исправила недочёт, который многим в книге не понравился.

Мелких отличий, не влияющих на сюжет, между телесериалом «Чужак» и романом Стивена Кинга, очень много. Перечислять их все не имеет смысла, иначе это отобьёт желание знакомиться с замечательной экранизацией. Потому перечислю лишь самые, на мой взгляд, интересные:

  • События в романе происходят в городе Флинт-Сити штат Оклахома, а не в Чероки-Сити штат Джорджия.
  • Детектив Ральф Андерсон от начала и до конца расследования работает в тесной связке с окружным Прокурором округа Флинт Биллом Сэмюэлсом. В сериале этого персонажа нет. Вместо него действует заместитель окружного прокурора Кеннет Хейз, время которого на экране сильно ужато.
  • В романе больше свидетелей, видевших Чужака в облике Терри Мейтленда (восемь, а не пять как в сериале) и приводятся отчёты допросов каждого.
  • Терри Мейтленд ездил в Кэп-Сити на конференцию с тремя учителями, а не с двумя. Каждый из них позже подтвердит алиби своего коллеги. В сериале эти эпизоды полностью опущены.
  • Все члены семьи тренера Ти носят другие имена: жену зовут Марси (в сериале Глори), а дочерей Сара и Грейс (соответственно Майя и Джесса). Фамилия адвоката и друга семьи Хоуи – Голд, а не Соломон. Наконец, беременную полицейскую Тамику Коллинз в романе зовут Бетси Риггинс.
  • Сын Ральфа и Джинни Андерсон – Дерек – не умер от рака. На момент убийства Фрэнка Питерсона и затем в течение всего периода расследования он находился в летнем лагере, узнал о преступлении из интернета и ни минуты не сомневался в невиновности своего тренера. В конце романа мальчик возвращается домой и знакомится с Холли Гибни. По словам создателей сериала полицейского лишили сына, чтобы усилить сцену ареста тренера во время матча, а также оправдать дальнейшее его поведение и объяснить логику принимаемых им решений.
  • Чужак появился у здания суда в жёлтой «бандане» (на самом деле ­– недостающей среди вещественных доказательств из амбара жёлтой рубашке Терри Мейтленда). Ральф Андерсон обратит на неё внимание и позже вспомнит «человека с обожжённым лицом», стоящим в тот день в толпе. Жёлтый цвет для него является триггером, напоминающим о случае из детства, когда принесённая матерью огромная сладкая дыня оказалась внутри набитой кишащими личинками мух. Отсюда берут корни его страх и отвращение перед всем противоестественным. В сериале же монстр, пока обитал в Чероки-Сити, всегда одевался в зелёное худи, прикрывая лицо большим капюшоном. А вот жёлтой оказалась футболка тренера Ти на момент его публичного ареста.
  • Холли Гибни в романе согласилась на участие в расследовании сразу после звонка Алека Пелли (который хотел попросить помощи у Билла Ходжеса, не зная, что тот умер). На встречу с Ральфом Андерсоном она приехала, уже зная, кто настоящий преступник. В сериале женщина сначала встретилась с детективом лично, а только потом приступила к сбору информации.
  • В качестве наглядного материала о монстре Холли на общей встрече с участниками расследования использовала мексиканский фильм «Posita Luchadora e Amigas Conocen El Cuco». В сериале – ограничилась рассказом.
  • Клод Болтон не увольнялся из бара «Джентльмены, для вас» (в сериале – «Сладкий персик»), а взял отпуск на 10 дней и поехал к матери, у которой он был единственным сыном (в картине – он поехал к старшему брату Силу).

ОБЪЯСНЕНИЕ КОНЦОВКИ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ЧУЖАК»

Читать только в том случае, если не боитесь спойлеров или, посмотрев сериал, хотите подтвердить или опровергнуть свои догадки!

Пожалуй, самая большая интрига сериала, заключается в эпизоде, мелькающим между двумя блоками финальных титров. Но прежде чем мы его разберём, давайте вновь обратимся к первоисточнику. В романе «Чужак» ни Ральф Андерсон, ни Холли Гибни не пострадали от монстра. С женщиной всё понятно, ведь она главная героиня, запланированной Стивеном Кингом трилогии, а в случае с полицейским, возможно, автор хочет дать ему возможность ещё раз поработать с харизматичным частным детективом. Учитывая, что третья книга ещё даже не написана вряд ли создатели киноадаптации «Чужака» в случае успеха планировали ждать несколько лет, когда Король Ужасов закончит цикл. И это ещё одна причина, почему Холли Гибни максимально изменили в картине. Сериал, с большой вероятностью, дальше будет развиваться по собственному пути, и финальный эпизод как раз на это и намекает. А вот в каком русле – вопрос открытый, хотя, если постараться, разгадать направление можно.

Начнём с очевидного и неправильного. На последних кадрах видно, как Холли моет руки в своём доме и видит в отражении у себя за спиной Джека Хоскинса. Она в ужасе хватается за маленькое зеркальце и пытается рассмотреть, есть ли у неё ожог на шее, но ничего не находит и вздыхает с облегчением. В следующий момент – женщина на кровати перед ноутбуком, а на руке видна характерная царапина, на которую та не обращает никакого внимания. Первая мысль, которая приходит на ум – она стала Чужаком! Значит, весь следующий сезон теперь уже за Холли будут бегать полицейские и в конце концов убьют, при этом она обязательно успеет найти очередного носителя гена. Потом ещё таких же 10 — 15 сезонов. Интересно? Вот именно. Тогда в чём заключается смысл, сбивающего с толка, финального эпизода? Давайте выяснять.

В третьей серии Холли, придя в Дейтонский отель, где проживали Мейтленды, видит, словно в режиме реального времени, сцену из прошлого: как Глори и девочки собираются на встречу с отцом. В пятой, находясь на кладбище предыдущих жертв Чужака, чувствует оставшиеся в воздухе следы его присутствия здесь и понимает, что «оно любит присасываться к скорби». В девятой – вышла под прицел снайпера, выкрикнула ему проклятье, после чего раздался его душераздирающий крик, а выбежавшему ей навстречу Ральфу спокойно сообщила, что того больше нет. Наконец, в десятой, когда детектив Андерсон спросил её, почему Холли так легко поверила в существование монстра, то перефразировав пословицу «Рыбак рыбака видит издалека», женщина ответила «Чужак чужака...». Не всё в жизни мисс Гибни объясняется обсессивно-компульсивным расстройством, иначе не возила бы за собой целый набор статуэток Девы Марии. Она тоже другая. А вот кто она – это и будет интрига второго сезона. Теперь интересно?