ПРЕМЬЕР-ЗАЛКИНОПАРАЛЛЕЛИ

ВСЕ ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» ОСКАРА УАЙЛЬДА

Лучшая экранизация романа «Портрет Дориана Грея»

Обзор экранизаций романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Роман «Портрет Дориана Грея» принёс Оскару Уайльду много горя при жизни и славу – посмертно. В отличие от современников, последующие поколения читателей сумели увидеть в нём глубоко психологическое и высокоморальное произведение, а не «безнравственную, а потому опасную книжонку», которую следует запретить. Критика же стала не просто благосклоннее, а возвела писателя на литературный Олимп, восхищаясь его «тонким и умным осуждением моральных табу».

В настоящее время нет ни одного вида искусства, где не нашёл бы отражение трагический образ молодого эстета Дориана Грея, продавшего свою душу за вечную молодость: в музыке и живописи, литературе, театре и, конечно, кино. Что касается кинематографа, то только за XX век роман был экранизирован 22 раза, причём первая картина вышла на экраны в 1910 году, то есть спустя всего двадцать лет после публикации короткой его версии в США.

Однако, несмотря на феноменальную популярность рокового персонажа, вышедшего из-под пера Оскара Уайльда, с его экранными аналогами всё гораздо сложней. Если мы говорим о классических постановках, то одним из существенных факторов неприятия той или иной картины является большая вариативность истории из-за недосказанности автором всех преступлений Дориана Грея (в романе прямо описываются только три, остальные – косвенно или полунамёками). В результате сценаристы и режиссёры имеют массу возможностей для интерпретации (разъяснения или переосмысления) сюжета, оставаясь при этом строго в рамках литературного канона. Как следствие — их творческие изыскания не всегда находят отклик у зрителей, непонимающих откуда что взялось. Но есть и обратная тенденция. Потому в случае с модификациями (вольными переложениями романа с изменением одной или нескольких сюжетных линий), разнообразие облика Дориана Грея в них варьируется от падшей женщины до марионетки дьявола. Если же к ним добавить ещё и фильмы – кроссоверы, то, как говорится, на любой цвет, вкус и полёт фантазии.

В данной статье перечислены все экранизации романа «Портрет Дориана Грея» независимо от степени их соответствия первоисточнику по хронологии выхода, но не все описаны и разобраны критически. Причин для исключения две: либо они недоступны для просмотра (например, сюда относятся все немые фильмы), либо не имеют перевода на русский язык, что не позволяет дать им объективную оценку. С них и начнём:

СПИСОК НЕМЫХ ЭКРАНИЗАЦИЙ: 

  • «Портрет Дориана Грея» («Dorian Grays portræt») — фильм короткометражный [Дания, режиссёр Эксел Стрём, 1910].
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм короткометражный [США, режиссёр Филлипс Смолли, 1913].
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм короткометражный [США, режиссёр Юджин Мур, 1915].
  • «Портрет Дориана Грея» — фильм [Российская империя, режиссёры Всеволод Мейерхольд и Михаил Доронин, 1915]. Особенностью экранизации является то, что Дориана Грея играет женщина – актриса Соловцовского театра Варвара Поликарповна Янова.
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм [США, режиссёр Фред Дюррант, 1916].
  • «Портрет Дориана Грея» («Das Bildnis des Dorian Gray») — фильм [Германия, режиссёр Рихард Освальд, 1917].
  • «Король жизни» («Az elet kiralya») — фильм [Венгрия, режиссёр Альфред Деэши, 1918].

СПИСОК ЭКРАНИЗАЦИЙ БЕЗ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК: 

  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм короткометражный (86-ой эпизод) из телесериала «Сказки завтрашнего дня», в оригинале «Tales Of Tomorrow» [США, режиссёр Франклин Дж. Шаффнер, 1953].
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — телеспектакль из серии «Роман», в оригинале «Il novelliere»  [Италия, режиссёр Даниэле Д’Анца, 1958].
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм (20-ый эпизод 4-го сезона) из телесериала «Театр в кресле», в оригинале «Armchair Theatre» [Великобритания, режиссёр Чарльз Джарротт, 1961].
  • «Потрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм (1-ый эпизод) из телесериала «Золотая витрина», в оригинале «Golden Showcase» [США, режиссёр Пол Богарт, 1961].
  • «Портрет Дориана Грея» («El retrato de Dorian Gray») — телесериал [Мексика, режиссёр Эрнесто Алонсо, 1969].
  • «Портрет Дориана Грея» («Picture of Dorian Gray») — фильм [США, режиссёр Гленн Джордан, 1973].
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм, часть антологии «Игра месяца» [Великобритания, режиссёр Джон Горри, 1976].
  • «Портрет Дориана Грея» («El retrato de Dorian Gray») — фильм (27-ой эпизод 3-го сезона) из телесериала «Книги», в оригинале «Los libros» [Испания, режиссёр Хайме Шаварри, 1977].
  • «Образ Дориана Грея в зеркале жёлтой прессы» («Dorian Gray im Spiegel der Boulevardpresse») — фильм [ФРГ, режиссёр Ульрике Оттингер, 1984].
  • «Портрет Дориана Грея» («Portret Dorian Graya») — двухсерийный фильм [Чехословакия, режиссёр Владимир Стрниско, 1988].
  • «Портрет Дориана Грея» («The picture of Dorian Gray») — фильм [США, режиссёр Дункан Рой, 2007].

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» [США, 1945]

Кадр из фильма «Портрет Дорина Грея» [1945] Альберта Левина

Фильм режиссёра Альберта Левина «Портрет Дориана Грея»: оригинальное название – «The Picture Of Dorian Gray» (англ.); жанры – драма, фэнтези, ужасы; длительность – 110 минут; дата выхода – 1945 год; страна – США. Актёрский состав: Херд Хэтфилд, Джордж Сандерс, Донна Рид, Анджела Лэнсбери, Лоуэлл Гилмор, Ричард Фрайзер. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Первая экранизация, которая позволила зрителям не только увидеть, но и услышать героев любимой книги вышла в 1945 году в США, получив Оскар за лучшую операторскую работу. Несмотря на кажущуюся близость к первоисточнику, сценарий картины представляет собой модификацию романа.

Главной особенностью и одновременно новшеством фильма является сочетание жанра драмы с элементами мистического триллера и ужасов. Просьбу главного героя оставаться вечно молодым воплощает в жизнь статуя кошки – одна из семидесяти трёх богов Древнего Египта, которая составила компанию Дориану Грею во время его позирования Бэзилу Холлуорду, а затем вместе с портретом оказалась заперта в классной комнате. Она же и совершит правосудие в финале, поменяв местами реальное и рукотворное. Другими заметными отличиями фильма от книги являются: профессия мисс Вэйн (певица варьете), причина разрыва Дориана и Сибилы, вследствие того, что та легко позволила соблазнить себя, и появление в фильме двух новых персонажей (Глэдис Мертон – племянницы художника, которая заменит деревенскую девушку Гетти и Дэвида Стоуна – воздыхателя Глэдис).

Среди достоинств экранизации следует выделить превосходно воссозданную атмосферу эпохи, нагнетающе-мрачную музыку Шопена, настраивающую на трагический финал, а также «дамоклов меч» судьбы Дориана Грея, звучащий в отрывке из поэмы Оскара Уайльда «Сфинкс».

К сожалению, есть и недостатки, которые сильно портят фильм, лишают его эмпатии со стороны зрителя и потому не дают погрузиться в историю. В первую очередь следует указать на игру актёра Херда Хэтфилда, исполнившего роль Дориана Грея. От начала и до конца он просто изображает своего персонажа с неизменно холодно-отстранённым выражением лица. Лишь благодаря закадровому голосу можно узнать, что чувствует его герой в конкретный момент. Конечно, лицо-маска и голос за кадром могут быть задумкой режиссёра, но результат в любом случае одинаков. Дориан Грей неинтересен, в отличие от лорда Генри, блестяще сыгранного Джорджем Сандерсем. Второй минус – в фильме отсутствует меняющийся портрет: мы видим только его исходный вариант в начале фильма и карикатурно-обезображенный – в конце, причём настолько, что он никак не соотносится со своим реальным прототипом.

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» [СССР, 1968]

Кадр из фильма «Портрет Дорина Грея» [1968] Марусаловой и Турбина

Фильм-спектакль режиссёров Надежды Марусаловой и Виктора Турбина «Портрет Дориана Грея»: жанр – драма; длительность – 144 минуты; дата выхода – 1968 год; страна – СССР. Актёрский состав: Валерий Бабятинский, Юрий Яковлев, Александр Лазарев, Валентина Малявина, Елена Коровина, Александр Галевский. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Единственная экранизация знаменитого романа Оскара Уальда советской эпохи – это чёрно-белый фильм-спектакль 1968 года режиссёров Надежды Марусаловой и Виктора Турбина. Его отличительная черта — театральный стиль, который нашёл отражение в декорациях, костюмах, реквизите и, конечно же, в сценарии. Так исходя из особенностей постановки, крупномасштабные сцены (знакомство Дориана Грея с Сибилой Вэйн, провальная игра девушки перед разрывом с Прекрасным Принцем, убийство Джеймса Вэйна и другие) освещаются в диалогах и монологах, а не показываются.

Сюжет очень близок к первоисточнику. Многие реплики дословно взяты из романа, а все незначительные отличия полностью соотносятся с литературной основой. Такой же подход имеет место и в образах героев, которых подвергли минимальной «ретуши». Например, в характере Дориана Грея создатели фильма сместили фокус на слабость его натуры, неспособной ни полюбить, ни принять любовь. Потому влияние на жалкого глупца и инфантила Дориана оказалось у циничного Генри Уоттона весьма успешным.

Игра актёров превосходна, особенно впечатлил Юрий Яковлев в роли лорда Генри (до этого он у меня стойко ассоциировался лишь с комедийной ролью Ипполита из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»). Пожалуй, единственным недочётом могу назвать лишь некий налёт русского трагизма и тоски: во взглядах, в манере речи, в позах. То же самое касается и атмосферы фильма-спектакля. От начала и до конца меня не покидало неуловимое ощущение некой параллели с «Евгением Онегиным».

К сожалению, для современного массового зрителя фильм уже не обладает какой-либо привлекательностью. Он имеет крайне низкое качество изображения и звука. Потому 2,5 часа своего времени на него могут потратить либо люди, профессионально изучающие историю кино, либо поклонники того или иного артиста.

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» [ФРГ, 1970]

Кадр из фильма «Портрет Дориана Грея» [1970] Массимо Далламано

Фильм режиссёра Массимо Далламано «Портрет Дориана Грея»: оригинальное название – «Das Bildnis des Dorian Gray» (нем.); жанры – драма, эротика, ужасы; длительность – 90 минут; дата выхода – 1970 год; страны – Великобритания, Италия, ФРГ. Актёрский состав: Хельмут Бергер, Герберт Лом, Мари Лильедаль, Ричард Тодд, Мария Ром, Ренато Романо, Стюарт Блэк. Возрастное ограничение – с 18 лет.

Первая картина, доступная на сегодняшний день в цвете и в переводе – это работа итальянского режиссёра Массимо Далламано 1970 года. Фильм является модификацией романа, потому изменения в нём значительны.

События перенесены в 60-е годы XX века. Викторианская аристократия заменена на высшие круги буржуазии, но с той же гнилой нравственностью и тягой к порочным удовольствиям. Впрочем, остальные персонажи тоже стараются жить в духе своего времени. Так, после посещения клуба Дориан Грей случайно набредает на маленькую театральную студию, где роль Джульетты репетирует юная актриса Сибила Вэйн. Внезапно вспыхнувшая симпатия между молодыми людьми нашла продолжение в прогулке по ночному городу и завершилась в спальне Дориана. Девушка солгала, что живёт далеко за городом, чтобы остаться у него на ночь. При этом невинная до встречи со своей любовью юная леди, даже утром не поинтересовалась, как зовут её таинственного сэра Галахада (в романе — Прекрасный принц).

Для демонстрации морального падения Дориана Грея создатели фильма сделали ставку на эротику в максимально допустимой на тот момент форме. Среди запретных удовольствий главного героя присутствует и уклон в гомосексуализм, хотя такие отношения на экране отсутствуют. Средства художественной выразительности при этом явно отодвинуты в сторону. Игра актёров слабая. Фильм откровенно скучный и совершенно не цепляет. Даже самоубийство Сибилы, бросившейся под машину, не отзывается в душе какими-то минимальными эмоциями. Ко всему прочему минусом картины является плохое качество дубляжа.

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» [Франция, 1977]

Кадр из фильма «Портрет Дориана Грея» [1977] Пьера Бутрона

Фильм-спектакль режиссёра Пьера Бутрона «Портрет Дориана Грея»: оригинальное название – «Le portrait de Dorian Gray» (фр.); жанры – драма, фэнтези; длительность – 105 минут; дата выхода – 1977 год; страна – Франция. Актёрский состав: Патрис Александр, Раймон Жером, Мари-Элен Брейя, Дени Манюэль, Саша Брике, Элен Валье, Ив Ле Муагн, Энн-Мари Фижаль. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Французская версия фильма-спектакля режиссёра Пьера Бутрона 1977 года также придерживается литературной каноничности, как его советский аналог 1968 года. В сюжете изменения минимальны и не нарушают замысла романа. Так, Джеймс и Сибила прощаются в трактире перед отплытием юноши, а не в театре; Фрэнсис – слуга Дориана Грея – женщина, а не мужчина; исчезла деревенская девушка Гетти, которую главный герой «пощадил» ради изменений в портрете. Единственно действительно важной корректировкой является финал кинокартины. Точно так же как лорд Генри когда-то подтолкнул молодого красавца к порочной жизни, спустя 20 лет он подтолкнёт его к самоубийству.

Главный упор в сценарии сделан на философскую и морально-нравственную составляющую истории. Она подана даже глубже, чем позволил себе сделать это Оскар Уайльд. Во-первых, за счёт более детальной проработки образа Генри Уоттона, у которого появилось не только прошлое, но и внутренний мир: страхи, нереализованные желания и пороки. Во-вторых, благодаря дополнительным диалогам и ёмким постулатам пропагандируемого лордом образа жизни.

Ещё одним очевидным достоинством экранизации является интересная символическая подача главной идеи – через зеркала. Все герои постоянно отражаются в них, смотрят через них друг на друга, а смена кадров происходит так, словно те соскальзывают один в другой. И всё это на фоне мрачной, гнетущей атмосферы.

Что касается недостатков, то это вновь плохое качество изображения. И личный минус – слишком уж специфичная внешность актёра Патриса Александра, которая у меня во время просмотра никак не состыковывалась с «Прекрасным принцем».

«ГРЕХИ ДОРИАН ГРЕЙ» [США, 1983]

Кадр из фильма «Грехи Дориан Грей» [1983] Тони Мэйлэма

Фильм режиссёра Тони Мэйлэма «Грехи Дориан Грей»: оригинальное название – «The Sins of Dorian Gray» (англ.); жанры – драма, ужасы; длительность – 95 минут; дата выхода – 1983 год; страна – США. Актёрский состав: Ольга Карлатос, Белинда Бауэр, Энтони Перкинс, Джозеф Боттомс, Майкл Айронсайд. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Фильм режиссёра Тони Мэйлэма 1983 года – это ещё одна модификация романа, причём в отличие от немецкой картины 1970 года изменения затронули даже пол героев.

События происходят в 80-е годы XX столетия в США. Молодая и красивая официантка, пройдя успешные кинопробы, получает роль в новом фильме режиссёра Софи Лорд. Во время просмотра промо-ролика со своим исполнением она, вдруг позавидовав собственной красоте, пожелала никогда не стареть — вместо неё пусть стареет образ на плёнке. Эти слова позабавили не только Софи, но и присутствующего в зале её мужа – Генри Лорда – владельца парфюмерного концерна «Мистик». Тайно от жены он предлагает Дориан пройти ещё и фотосессию для своего журнала, что та с удовольствием делает.

Одновременно юная красавица покоряет сердце кантри-певца из бара Стюарта Вэйна, у которого есть беременная жена. Попытка вытащить молодого человека на большую сцену закончилась его провалом и разочарованием Дориан. Стюарт кончает жизнь самоубийством, его беременная жена теряет ребёнка, а на плёнке с кинопробой появляются первые изменения.

Девушка решает порвать с кино и полностью уходит в модельный бизнес, став лицом парфюмерной линии «Мистик». Каждый её новый шаг на собственный «Олимп» неизменно заканчивался чьей-то поломанной судьбой. Но сколько бы она ни причиняла зла, оставалась при этом божественно красивой. Только облик на плёнке отражал её истинный вид: сначала она превратилась в болезненного вида женщину с морщинистым лицом, потом – в дряхлую мерзкую старуху, и, наконец, – в двигающийся по чьей-то непостижимой прихоти труп.

Проводить параллели с романом Оскара Уайльда в данном случае, думаю, бессмысленно, как и пытаться оценивать фильм с этой точки зрения. Если говорить о нём как о картине в рамках своих жанров, то ни «ужасы», ни «драма» сильного впечатления не производят. Кроме того, фильм имеет крайне низкое качество изображения: контуры лиц персонажей на заднем плане и женщины на плёнке просматриваются с трудом.

«ДОРИАН ГРЕЙ: ДЬЯВОЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ» [США, 2004]

Кадр из фильма «Дориан Грей: дьявольский портрет» [2004] Аллана Голдштайна

Фильм режиссёра Аллана Голдштайна «Дориан Грей: дьявольский портрет»: оригинальное название – «Dorian» (англ.); жанры – ужасы, мистический триллер; длительность – 89 минут; дата выхода – 2004 год; страны – Великобритания, Канада. Актёрский состав: Малкольм Макдауэлл, Этан Эриксон, Дженнифер Нич, Кристоф Вальц, Эми Слоан. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Режиссёр Аллан Голдштайн, обратившись к великому творению Оскара Уайльда, решил сделать ставку на жанровое обновление, а именно, подарить зрителю модификацию романа в виде настоящих ужасов. Потому зло в картине «Дориан» 2004 года впервые становится персонифицированным: личина Генри Уоттона – это маска дьявола, который, спустя почти сто лет после печально всем известных событий в викторианской Англии, перебрался в США, сменил фамилию на Вутен и продолжил охотиться за слабыми до идеальной красоты душами. На этот раз его жертвой стал молодой помощник ведущего фотографа «Саваж» Бэи Кенек – Луи, мечтающий пойти по её стопам.

В первый рабочий день красавца-парня замечает главный менеджер компании и делает ему необычное предложение: сначала тот становится моделью мирового класса и лицом «Саваж», а затем гарантированно получает место фотографа. Луи соглашается. Накануне подписания контракта, Генри Вутен приглашает юношу к себе и, как бы невзначай, упоминает о романе Оскара Уайльда, тут же подметив, что имя Дориан отлично подходит тому в качестве псевдонима. Ночью молодой человек, поддавшись порыву, повторяет желание литературного персонажа и ставит подпись своей кровью на зеркале, в котором отражается его фотопортрет из студии Генри. Заключив таким образом сделку с дьяволом, Луи–Дориан обретает вечную молодость и красоту, но постепенно лишается всего, что было ему дорого. Первой жертвой дьявольского контракта становится его невеста Сибила, неожиданно вновь подсевшая на иглу. Испытав шок, юноша ломается из-за чувства вины, после чего начинается его моральное падение, следы которого видны лишь на фотопортрете.

Замысел фильма мне очень понравился: конкретное Зло интереснее, чем пожелание главного героя в «пустоту» как в истории Оскара Уайльда. Актёры на главные роли выбраны идеально, их типажи полностью соответствуют воплощаемым образам. Однако на этом плюсы заканчиваются. Дело в том, что сюжет в большей степени построен по принципу перемещения из одной спальни в другую, и чем больше постельных сцен, тем меньше логики.

Разочарованием стала и игра Этана Эриксона в роли Луи-Дориана. Его эмоции видны лишь в начале фильма, и в последней сцене, когда в глазах мелькает искра сожаления и боли. Всё остальное время на экране блистает во всех ракурсах типичный глянцевый красавец без тени мыслительного процесса. Напротив, Малкольм МакДауэлл справился с ролью дьявола прекрасно, но в одиночку он фильм не спасает. Самый же главный вопрос, который возникает при появлении титров: а где ужасы? По факту – зрителю предлагается лишь один эпизод, где впервые показано с помощью компьютерной графики превращение молодого человека в старика. И всё. Для 2004 года, это, мягко говоря, слабовато.

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» [США, 2005]

Кадр из фильма «Портрет Дориана Грея» [2005] Дэйва Розенбаума

Фильм режиссёра Дэйва Розенбаума «Портрет Дориана Грея»: оригинальное название – «The Picture Of Dorian Gray» (англ.); жанры – ужасы, драма; длительность – 90 минут; дата выхода – 2005 год; страна – США. Актёрский состав: Джош Дюамель, Бренден Во, Райнер Джудд, Дэрби Стэнчфилд, Брайан Даркин, Джули Амос, Аяна Хавив. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Фильм режиссёра Дэйва Розенбаума – это смелая попытка убить двух зайцев сразу: с одной стороны, многие диалоги в нём дословно перенесены из первоисточника, а с другой – картина поражает массой изменений в обликах персонажей и модификаций сюжетных линий. Смесь получилась настолько интригующей, что я так и не смогла определиться: понравилась она мне или нет. Потому попытаюсь осветить картину с двух точек зрения.

События перенесены в наше время. На этот раз Дориан родился в семье человека, сколотившего своё состояние на атомной энергии, которая использовалась исключительно в военных целях. После гибели сына (отца Дориана) тот уверовал в проклятие, которое теперь будет преследовать его род и однажды решает убить невестку, внука и себя. Мальчик чудом остаётся жив, но эта трагедия наложила тяжёлый отпечаток на его мировоззрение. Спустя 10 лет он встречает на одном солидном приёме женщину – художника Бэзил Холлуорд, которая просит его стать натурщиком и пишет роковой портрет. В день завершения работы над великим творением, Бэзил навещает бывший любовник Генри Уотсон – красавец-брюнет, неудачно женившийся два года назад на ветреной девице. Таким образом, в центре сюжета выстраивается классический любовный треугольник: Генри хочет вернуться к Бэзил и на этот раз построить отношения с ней, женщина некстати очаровывается Дорианом, а Дориан пленяется игрой и голосом оперной певицы Сибилы Вэйн.

Если говорить о модификации персонажей, то смена пола у художника добавила интриги и пикантности, такой эксперимент мне понравился. А вот попытка омолодить Генри оказалась неудачной, она полностью убила этот образ. Рассуждения ровесника главного героя о ценности молодости и красоты, утрата которых лишает смысла жизни, кажутся неправдоподобными, за ними нет глубины и личного опыта. Потому роковое влияние этих слов на выбор Дориана Грея вызывает лишь странное недоумение.

В сюжете подобной крупной неудачей является нарушение причинно-следственной связи в линии, связующей два временных периода. Первый заканчивается разрывом любовного треугольника: Дориан Грей совращает Бэзил в день её свадьбы с Генри, и тут же признаётся в этом другу. Жених и невеста, так и не ставшие мужем и женой, расстаются. Второй начинается спустя долгие годы со встречи бывших друзей с Дорианом, которые возобновляют с ним отношения, потому что: «Бэзил простила его из-за любви, а Генри из-за чувства вины». Серьёзно? Любви, каким-то образом оставшейся после страшного публичного унижения? Вины за что?

Однако насколько подхрамывает сюжет, настолько впечатляет образ Дориана Грея, в котором наконец-то показано не только моральное и нравственное падение персонажа, его распущенность и пошлость, но и постепенное очерствение души от вседозволенности. В исполнении актёра Джоша Дюамеля Дориан Грей получился очень эмоциональным, живым, настоящим. За ним было интересно следить от начала и до конца.

«ДОРИАН ГРЕЙ» [США, 2009]

Кадр из фильма «Дориан Грей» [2009] Оливера Паркера

Фильм режиссёра Оливера Паркера «Дориан Грей»: оригинальное название – «Dorian Gray» (англ.); жанры – фэнтези, мистический триллер, драма; длительность – 112 минут; дата выхода – 2009 год; страна – Великобритания. Актёрский состав: Бен Барнс, Колин Фёрт, Бен Чаплин, Ребекка Холл, Фиона Шоу, Пип Торренс, Джон Холлинворт, Като Сэндфорд. Возрастное ограничение – с 16 лет.

На экранизацию романа «Портрет Дориана Грея» Оливером Паркером зрители возлагали большие надежды, ведь это не первое обращение британского режиссёра к творчеству Оскара Уайльда («Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным»). Однако картина получилась неоднозначной и вызвала массу споров вокруг себя: одни её приняли, буквально осыпав хвалебными отзывами, другие – раскритиковали. И правы обе стороны.

С первых кадров возникает ощущение, что фильм будет не просто близким к оригиналу, но даже превзойдёт его. Помимо того, что в сценарии сохранены время и место действия истории, а все персонажи выглядят на требуемый возраст, главное достоинство картины – впервые дополнены и завершены многие второстепенные сюжетные линии, которые у Оскара Уайльда в романе остались нераскрытыми (например, история родителей Дориана Грея и отношения мальчика с дедом – лордом Келсо). Небольшие корректировки центральной сюжетной линии выглядят вполне допустимыми для классической постановки (так, вместо отравления Сибила решила утопиться в реке, в которой спустя несколько месяцев Дориан Грей теперь уже лично избавится от расчленённого тела Бэзила Холлуорда). Однако изменения незначительны только в начале, а потому на самом деле перед нами хорошо завуалированная под классику очередная модификация романа.

Расхождение с каноном происходит в тот момент, когда у лорда Генри рождается дочь Эмили и в дальнейшем история начинает повторять сценарий оскароносного фильма 1945 года режиссёра Альберта Левина, где Дориан спустя годы развратной жизни также влюбляется, но уже в повзрослевшую Глэдис Мертон – племянницу художника. Попытка поразмышлять на тему: могло ли у главного героя остаться хоть что-то человеческое? был ли у него шанс вернуться к самому себе? каким образом? не лишена смысла. Однако в результате такой смены ракурса трагический образ морально разложившегося красавца исчез, а на его месте неожиданно появился очередной романтический герой. Но главное, поверить в способность любить у того Дорина Грея которого прекрасно воплотил в первой части фильма Бен Барнс, не получается. Отсюда и вся критика.

Напротив, идея вдохнуть жизнь в портрет, дать ему возможность проявлять себя, оказалась удачной и очень впечатляющей. Вместе с главным героем, зритель слышит, доносящиеся из бывшей классной комнаты крики и вой; голос души, желающей поглотить свою плоть, чтобы стать свободной. Атмосфера фильма и компьютерная графика также на высоте: поражают масштабом, натуралистичностью и наличием большого количества деталей.

Таким образом, смотреть или не смотреть данную экранизацию, зависит от ожиданий: если хочется классической версии – даже не стоит начинать, если «хлеба и зрелищ» – то идеально.

ФИЛЬМЫ — КРОССОВЕРЫ С УЧАСТИЕМ ДОРИАНА ГРЕЯ

С момента своего появления мировой кинематограф подарил большое количество экранизаций романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда: от классических вариантов до всевозможных модификаций. Но если вам вдруг захочется совсем уж чего-то необычного, то можете попробовать фильмы — кроссоверы, где Дориан Грей становится героем других историй и в окружении других литературных персонажей. На сегодняшний день таких картин две.

«ЛИГА ВЫДАЮЩИХСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ» [США, 2003]

Кадр из фильма «Лига выдающихся джентльменов» [2003] Стивена Норрингтона

Фильм режиссёра Стивена Норрингтона «Лига выдающихся джентльменов»: оригинальное название – «The League of Extraordinary Gentlemen» (англ.); жанры – боевик, приключения, фэнтези, стимпанк; длительность – 110 минут; дата выхода – 2003 год; страны – США, Великобритания, Германия, Чехия. Актёрский состав: Шон Коннери, Стюарт Таунсенд, Шейн Уэст, Насируддин Шах, Пета Уилсон, Джейсон Флеминг. Возрастное ограничение – с 14 лет.

Приключенческий фильм режиссёра Стивена Норрингтона, снятый по одноимённому графическому роману Алана Мура и Кевина О’Нила. Представляет собой вольную адаптацию комикса, резко отличаясь от оригинала сюжетом и атмосферой.

События фильма разворачиваются в 1899 году. Некий человек, известный как «М», решил собрать вокруг себя людей с выдающимися способностями, чтобы те остановили террористическую группу во главе с «Фантомом», поставившим Европу на грань войны. В числе супергероев оказываются: Аллан Квотермейн, Том Сойер, капитан Немо, Вильгельмина Харкер, Родни Скиннер, доктор Генри Джекил вместе со своей тёмной сущностью Эдвардом Хайдом и Дориан Грей.

Наш герой, как и в романе Оскара Уайльда, тоже обладает портретом, который стареет вместо него, вдобавок забирая раны и делая своего хозяина бессмертным. Но если мистер Грей посмотрит на картину, то магия исчезнет, и портрет мгновенно вернёт ему всё, что забрал. К несчастью для Лиги, Фантом выкрадывает портрет Дориана, сделав того пешкой в своей игре, о чём остальные узнают слишком поздно.

«СТРАШНЫЕ СКАЗКИ» [США, 2014-2016]

Кадр из сериала «Страшные сказки» [2014] Хуана Антонио Байона

Сериал режиссёра Хуана Антонио Байона «Страшные сказки»: оригинальное название – «Penny Dreadful» (англ.); жанры – драма, ужасы, фэнтези; количество серий – 27 (3 сезона), длительность одной серии – 60 минут; дата выхода – с 2014 по 2016 года; страны – Великобритания, США. Актёрский состав: Рив Карни, Ева Грин, Джош Хартнетт, Тимоти Далтон, Гарри Тредэвэй, Рори Киннир, Билли Пайпер, Дэнни Сапани, Хелен Маккрори, Саймон Рассел Бил, Пэтти Люпон, Уэс Стьюди. Возрастное ограничение – с 16 лет.

Телесериал режиссёра Хуана Антонио Байона в жанре хоррор-триллера и фэнтези, вобрал в себя всю мрачную фольклорную экзотику: вампиров, оборотней, ведьм, живых мертвецов. Нашлось среди них место и литературным персонажам: доктору Франкенштейну со своим чудовищным творением, жаждущему крови графу Дракуле, бесстрашному Ван Хельсингу, доктору Джекилу с его альтер-эго мистером Хайдом, а также демоническому юноше с портретом — Дориану Грею.

События происходят в викторианской Англии конца XIX века. У известного во всём мире путешественника и любителя авантюрных приключений Малкольма Мюррея пропадает дочь Мина. Уверенный, что за её похищением стоят вампиры, он собирает вокруг себя людей особых талантов, чтобы те помогли ему в поисках. Сначала к нему присоединяется мисс Ванесса Айвз, являющаяся невероятно сильным экстрасенсом и медиумом, потом – авантюрист Итан Чандлер, зарекомендовавший себя как искусный стрелок, и, наконец, юный гений медицины, анатом Виктор Франкенштейн. У каждого из героев в душе хранятся свои «малоприятные» секреты, грозящие смертью не только им самим, но и всем, кто находится рядом. Чтобы справиться с личными «демонами», они объединяют силы и начинают охоту за многоликим Злом, обитающим в трущобах Лондона.

Дориан Грей появляется во 2-ой серии 1-го сезона и видит способности мисс Ванессы Айвз во время спиритического сеанса на одном из светских приёмов. После этого он будет пытаться завлечь её в свои любовные сети, но страсть — это не всё, что ему нужно.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ ОБЗОРА ЭКРАНИЗАЦИЙ

Как видно из обзора, количество экранизаций знаменитого романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» уже приблизилось к тридцати. К сожалению, российскому зрителю доступны для просмотра всего восемь, и выбор лучшей, вернее, лучших, придётся делать из этой скромной цифры. В связи с тем, что ожидания у всех зрителей разные, я позволю себе дать сразу две рекомендации:

  • Если вы желаете посмотреть классическую экранизацию, максимально близко повторяющую сюжет романа, в этом случае подойдут советский фильм «Портрет Дориана Грея» Надежды Марусаловой и Виктора Турбина 1968 года и французский фильм «Портрет Дориана Грея» Пьера Бутрона 1977 года. Однако повторюсь, качество изображения у обеих лент невысокое.
  • Если вам интересны вольные версии (модификации), то лучшими из них будут «Портрет Дориана Грея» Дэйва Розенбаума 2005 года и «Дориан Грей» Оливера Паркера 2009 года. Первая картина поражает своей вариативностью сюжета и персонажей (по крайней мере, сможете оценить, что для вас приемлемо, а что нет и одновременно насладиться классическим Дорианом – голубоглазым блондином), вторая – атмосферностью, зрелищностью и графикой.

Ещё одна рекомендация, которая не касается фильмов, но относится к самому роману. Читать его или достаточно посмотреть что-нибудь из предложенного? Отвечу так: даже те экранизации, которые близки к оригиналу, не воссоздают текст полностью. Какие-то сцены в них удалены, какие-то события герои просто проговаривают в диалогах и монологах. Кроме того, у романа своя особая атмосфера и не стоит полагаться, что хоть один из фильмов вам её передаст. Поэтому читайте, а потом смотрите.