ВИДЕОТЕКА РЕЦЕНЗИЙПРЕМЬЕР-ЗАЛФИЛЬМЫ

«ЗЕРКАЛЬНАЯ МАСКА»: ЧЕРЕЗ ВРАТА ФАНТАЗИЙ В ПОИСКАХ СЕБЯ

Фильм Зеркальная маска (2005)

Нам часто кажется, что те места, где живут или работают другие намного лучше, чем там, где живём или работаем мы. Однако жизнь показывает, что чаще всего это бывает не так. Как правило, мы просто не ценим то, чем обладаем, и лишь потеряв, осознаём это и начинаем страдать. Сюжет художественного фильма «Зеркальная маска», сценарий к которому написал Нил Гейман, затрагивает проблему понимания и принятия себя и своего места в жизни. Однако он не даёт простых и понятных ответов. В типичной для него манере писатель – фантаст прячет философские размышления в загадки, советы – в причудливые фантасмагории, а путь к себе превращается для главной героини в настоящее сказочное путешествие в собственный сон со сдвинутыми причинно–следственными связями, нарушающими все законы логики.

Пятнадцатилетняя Хелена живёт в семье циркачей, что её ужасно тяготит. Она частенько грубит близким, изливает свою обиду в гротескных рисунках, коими оклеен весь её фургончик, мечтает вырваться из окружения бродячих артистов и зажить нормальной жизнью. После очередной ссоры с родителями, которые строят насчет её будущего собственные планы, мать Хелены теряет сознание во время выступления и попадает в больницу. Ей предстоит сложная операция, результат которой неизвестен. В цирковой труппе начинаются разговоры об уходе, а цирк оказывается на грани закрытия. Ненавистная жизнь для девушки закончилась, но она вдруг осознаёт цену своему желанию и, естественно, начинает винить в случившемся себя.

Накануне маминой операции Хелене снится сон, в котором она попадает в странный мир, будто оживший с её рисунков. Он разделен на Светлую и Тёмную стороны каждой из которых правит своя королева. Однако не всё ладно в этой стране — Светлая Королева серьёзно болеет, и спасти её может лишь таинственная Зеркальная Маска. Девушка вызывается найти талисман. На помощь Хелене приходят жонглёр Валентайн и «Очень полезная книга», которая сама прилетела к ней в Городской библиотеке.

Кадр из фильма Зеркальная маска

Во время путешествия Хелена постоянно натыкается на «окна», через которые видит реальный мир и себя, но при этом совершенно чужую и непохожую. Постепенно к ней приходит понимание, что девушка – двойник, это вовсе не она, а Тёмная Принцесса, сбежавшая в её мир, желая вырваться из-под контроля матери и жить так как ей хочется. Чтобы избежать возвращения, Тёмная Принцесса принимается уничтожать рисунки Хелены. Вместе с ними стали исчезать и «окна». С этого момента главная героиня начинает сомневаться в том, что на самом деле спит…

Жанр абсурда, в котором изложена история Хелены, очень сложен, несмотря на возможный простор фантазии, а потому превосходное его воплощение приятно радует глаз. Декорации в серо-золотой гамме задают тон фильму и завораживают своей сказочностью. Все персонажи прорисованы и продуманы до мельчайших деталей: пожирающие мир тени, обидчивые книги, всевидящие глаза – пауки, послушные механические куклы, добродушные пингвиногориллы и многие другие «курьёзы» этого мира. Каждый образ – тайна, которую зрителю нужно разгадать, иначе фильм – сон растворится, унеся знание с собой.

Самый мистический предмет, который все желают найти – это Зеркальная Маска. Почему именно она способна разбудить Светлую Королеву и остановить разрушение мира? На первый взгляд, ответ кажется очевидным – здесь все носят маски. Этим Хелена выделяется на фоне остальных существ, вызывая у них удивление, потому что «без собственного лица можно быть кем угодно». Правда, маска должна что-то выражать, ведь без неё не узнать «счастлива ты, или грустишь, или злишься, или хочешь десерт». Там, где всё истинное скрыто масками, только подобный предмет может открыть правду. Но не всё так просто. Зеркальная маска – это и «чаша весов, на которой держится весь мир», ибо в ней человек способен увидеть самого себя, и одновременно «врата», потому что, увидев себя — можно обрести свободу.

Желание жить по своим, а не навязанным кем-то правилам, подтолкнуло Тёмную Принцессу к жестокому шагу, потому как «нельзя сбежать из дома, не разрушив при этом чей-то мир». Для Хелены она является отражением её тёмной стороны, в которой воплотился подростковый негативизм – ни любви, ни сострадания, ни благодарности, ни уважения к близким. Ею движут лишь самолюбие и собственные желания.

— Я хочу сбежать в настоящую жизнь!
— Настоящая жизнь? Ты ведь не справилась бы с ней.

Хелена не согласна с таким суждением матери. Обида и злость делят всё вокруг нее на чёрное и белое, не давая возможности понять истинные мотивы поступков близких людей. Потому сон отправляет её туда, где она сама сможет узнать ответ, а Зеркальная Маска увидеть настоящую себя и сделать выбор. Поиск талисмана становится для девушки не только возможностью спасти Светлую Королеву и шансом вернуться в свой мир, но и отстоять в себе светлую половинку, отказавшись от тёмной.

Кадр из художественного фильма Зеркальная маска

Каждый шаг и каждая встреча в мире сна становятся для Хелены уроком – испытанием. Наиболее яркий из них – кошки-сфинксы, питающиеся книгами. Согласно древнеегипетской мифологии сфинкс – это хранитель мудрости. Проникнув в мир Хелены, Тёмная Принцесса нарушила равновесие. Поэтому кошки-сфинксы стали пожирать книги, дабы в итоге поглотить то знание, которое привело фэнтези–мир на грань уничтожения. Но как найти того, кто сделал это? Кошки-сфинксы проверяют всех кого встречают на страх, так как нарушивший правила, всегда боится разоблачения. Они преследуют, наблюдают, загадывают загадки….

— Что ходит на четырёх ногах утром, на двух днём, на трёх вечером?
— Уильям – цирковой пёс.
— Нет. Правильный ответ – человек.
— Не-а, неправда. Это Уильям, я видела. Он был на четырёх лапах утром, на двух во время дневного шоу,  а вечером хромал на трёх, потому что ушиб четвёртую. А еще он на скейтборде катается!

«Не показывай им свой страх», учит «Очень полезная книга», если покажешь – проиграешь.

Не полагай, что знаешь абсолютно всё: «Большая голова необязательно умная» — объясняет Валентайн.

«То, что ты ищешь, как правило, у тебя перед глазами», напоминает мама, а потому: «Не отступай!»

Но самое главное — люби близких открыто, а не где-то там внутри себя, не бойся извиняться и показывать свои чувства, не бойся быть откровенной, в том числе и с самой собой, не бойся снимать маску. Такова мудрость, поведанная Нилом Гейманом в этой удивительной истории.

Очень необычный, изящный и сюрреалистичный фильм с тонкой иронией, глубоким смыслом и доброй атмосферой. Если он всё же покажется вам слишком странным, что ж: «Наверное, когда начинаешь копаться у себя в голове, снятся такие сны».